BelarusianEnglishRussian

Приемная:

+ 375 212 247440

Пн-пт: 9.00-13.00,
           14.00-18.00
Сб, вс: выходной

210029, г. Витебск,
ул. Правды, 26а

Вопрос-ответ

Вопрос: В каких случая при оплате гопошлины можно получить преференции?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 2 статьи 286 Налогового Кодекса за совершение юридически значимых действий, являющихся объектами обложения государственной пошлиной, при подаче заявления на их совершение в электронной форме посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы ставки государственной пошлины применяются в размере 50 процентов от установленной ставки (за исключением юридически значимых действий, за совершение которых предусмотрено полное освобождение плательщика от государственной пошлины).

Вопрос: Нужно ли предоставлять документ об оплате государственной пошлины, при оплате через ЕРИП?

Ответ: Документ об оплате государственной пошлины не требуется.

Банками совместно с открытым акционерным обществом «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство» (далее – НКФО «ЕРИП») реализована информационная технология, позволяющая юридическим лицам осуществлять уплату государственной пошлины посредством платежной системы в ЕРИП.

При уплате государственной пошлины через ЕРИП юридическое лицо при обращении в орган, взимающий государственную пошлину, лишь сообщает учетный номер платежной операции в ЕРИП без предоставления какого-либо документа.

Справочно. Указанное положение закреплено в части четвертой пункта 6 статьи 287 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Вопрос: Допускается ли складирование коммунальных отходов на территории, прилегающей к контейнерной площадке?

Ответ: Согласно разделу 7 ТКП 17.11-08-2024 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Технические требования к обращению с коммунальными отходами» складировать коммунальные отходы на территории, прилегающей к контейнерной площадке, запрещено. Не допускается размещение контейнеров вне пределов контейнерных площадок, за исключением устройства контейнеров заглубленного типа и (или) установки закрытых контейнеров для сбора вторичных материальных ресурсов, установленных на твердом водонепроницаемом покрытии.

На контейнерной площадке может быть организован сбор крупногабаритных, строительных, древесных отходов, изношенных шин в отдельном отсеке и (или) специальном контейнере (бункере) большой емкости.

Вопрос: Какой порядок действий юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя в случае, когда объекты по использованию и обезвреживанию отходов не предоставляют ответы на запросы о возможности использования (обезвреживания) отходов производства? 

Ответ: Факт непредоставления ответов на запросы юридического лица (индивидуального предпринимателя) (из которых не менее одного запроса направлено заказным письмом с уведомлением о вручении) о возможности использования (обезвреживания) отходов на объектах по использованию (обезвреживанию) отходов, включенных в реестры объектов по использованию отходов, обезвреживания отходов, от юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего эксплуатацию такого объекта, является основанием для исключения таких объектов из реестра объектов по использованию отходов, обезвреживания отходов.

В случае непредоставления ответов трех и более раз в течение одного квартала, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе направить в государственное предприятие «Бел НИЦ «Экология» в письменной форме информацию с приложением подтверждающих документов (копий запросов, уведомления о вручении заказного письма с отметкой о вручении и другого) (пункт 15 Положения о порядке регистрации принятых (введенных) в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета принятых (введенных) в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818).

Вопрос: В настоящее время в реестре объектов по использованию зарегистрирован объект по использованию отработанных масляных фильтров (код отхода – 5492800), который ранее подлежал захоронению. Необходимо ли вносить изменения в разрешение на хранение и захоронение отходов производства? 

Ответ: В случае регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении на хранение и захоронение отходов производства (далее – разрешение), от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в разрешение вносятся изменения в течение 30 календарных дней со дня регистрации объекта по использованию (пункт 15 Положения об основаниях, условиях, порядке выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818).

Кроме того, в связи с изменением перечня отходов производства, которые направляются на использование и захоронение, требуется разработка новой инструкции по обращению с отходами производства (пункт 21 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 «Об утверждении инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства»).

Вопрос: Каким образом осуществляется вывоз отходов производства на захоронение организациями, оказывающими услуги по перевозке таких отходов, без передачи права собственности на отходы?

Ответ: Захоронение отходов производства (далее – отходов) допускается при наличии у производителя отходов разрешения на хранение и захоронение отходов производства, за исключением случаев, предусмотренных Положением об основаниях, условиях, порядке выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (пункт 3).

Перевозка отходов производства с целью передачи на объект захоронения отходов осуществляется в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором (далее – договор) на оказание услуг по перевозке между производителем отходов и организацией, оказывающей такие услуги (далее – перевозчик), без перехода права собственности, а также в соответствии с заключенным договором между перевозчиком и субъектом хозяйствования, эксплуатирующим полигон, то есть собственником.

Аналогичным образом может осуществляться перевозка отходов без передачи права собственности посредством заключения трехстороннего договора между производителем, перевозчиком и собственником полигона.

1. Каким документом установлен перечень юридических лиц, осуществляющих локальный мониторинг, количество и местонахождение источников вредного воздействия на окружающую среду?
 
Перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечень параметров, периодичность наблюдений и перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, определен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5 «О локальном мониторинге окружающей среды».
 
2. Какая отчетность должна представляться природопользователями по результатам локального мониторинга окружающей среды?
 
Данные локального мониторинга окружающей среды передаются в информационно-аналитический центр локального мониторинга окружающей среды:
 
в течение 15 календарных дней после проведения наблюдений по формам согласно приложениям 1 – 4 к Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды», в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе;
 
для стационарных источников выбросов, оснащенных АСК, с 1 января 2022 г. в непрерывном режиме и ежемесячно в течение 15 календарных дней после осуществления наблюдений по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды», в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе. Фактическими значениями наблюдений посредством АСК являются среднемесячные значения выбросов загрязняющего вещества в атмосферный воздух.
 
Информационно-аналитический центр локального мониторинга окружающей среды функционирует на базе государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды».
 
3. Какие действия необходимо предпринять природопользователю в случае ликвидации пунктов наблюдения локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
 
В случае ликвидации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являющихся пунктами наблюдения локального мониторинга, природопользователь в письменной форме уведомляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
 
4. Какими нормативными правовыми актами регулируется вопрос установления количества пробных площадок локального мониторинга окружающей среды, объектом наблюдения которого являются земли?
 
Согласно подпунктам 12.6.2 – 12.6.4 раздела 12 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 июля 2017 г. № 5-Т:
 
организация локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются земли, включает организацию природопользователем проведения предварительного обследования земель в районе расположения выявленных или потенциальных источников вредного воздействия на них для определения источников и характера химического загрязнения земель, количества и местоположения пробных площадок. 
 
Обследование земель осуществляется с использованием методов почвенно-геохимической съемки и ландшафтно-геохимического профилирования.
 
пробные площадки для проведения локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются земли, устанавливаются природопользователем на основании результатов предварительного обследования с учетом расположения источников химического загрязнения и характера загрязнения, особенностей рельефа местности и типа почв, иных факторов, влияющих на миграцию загрязняющих веществ.
 
Количество пробных площадок на пункте наблюдений устанавливается с учетом площади земель, подвергающихся химическому загрязнению в зависимости от площади земельного участка объекта, входящего в перечень пунктов наблюдений (при расчете площади не учитывается площадь под зданиями, сооружениями, дорожным и иным искусственным покрытием):
  • до 0,5 га – не менее 2 пробных площадок;
  • от 0,5 до 1 га – не менее 3 пробных площадок;
  • от 1 до 5 га – не менее 5 пробных площадок;
  • от 5 до 10 га – не менее 8 пробных площадок;
  • от 10 до 100 га – не менее 15 пробных площадок;
  • от 100 га и более – не менее 20 пробных площадок.
В границах санитарно-защитной зоны для оценки воздействия деятельности природопользователя на землю (почвы) устанавливаются дополнительные пробные площадки.

Как правильно регистрировать разведенных в неволе диких животных?

В соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире»:

регистрации подлежат содержащиеся и (или) разведенные в неволе дикие животные (включая их потомство, достигшее возраста трех месяцев):

  • относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, либо являющиеся образцами СИТЕС;
  • отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на изъятие диких животных из среды их обитания.

Не подлежат регистрации дикие животные, содержащиеся на объектах содержания и (или) разведения диких животных, на производственных объектах, на которых осуществляется производство осетровых видов рыб и (или) продукции из них, включая икру.

Владельцы диких животных обязаны в течение одного месяца со дня отлова или приобретения этих животных обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию таких животных, за регистрацией.

Владельцы потомства диких животных обязаны в пятидневный срок со дня достижения этим потомством возраста трех месяцев обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию таких животных, за регистрацией.

Основаниями для регистрации диких животных являются документы, предусмотренные законодательством об административных процедурах, представленные их владельцами в государственный орган, осуществляющий регистрацию таких животных, а также акт о соответствии условий содержания диких животных требованиям к их содержанию, установленным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, и акт о подтверждении факта рождения потомства диких животных в неволе (в случае регистрации разведенных в неволе диких животных), составленные территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с участием представителей Национальной академии наук Беларуси или иной научной организации, имеющей в штате специалистов-зоологов.

Регистрация диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, либо являющихся образцами СИТЕС, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Регистрация диких животных, отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на изъятие диких животных из среды их обитания, осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Факт регистрации диких животных, подлежащих регистрации, подтверждается свидетельством о регистрации диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе.

Регистрация диких животных осуществляется без взимания платы в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

 Содержание и (или) разведение в неволе незарегистрированных диких животных, подлежащих регистрации, запрещаются.

 Справочно:

постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 № 16;

п. 6.13.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»;

положение о порядке и условиях регистрации диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе (включая их потомство, достигшее возраста трех месяцев), относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, либо являющихся образцами СИТЕС, а также диких животных, отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на изъятие диких животных из среды их обитания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2008 г. № 126 ;

п. 16.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Вопрос: можно ли кормить диких птиц зимой?

С наступлением холодов в Витебский областной комитет и инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды традиционно начинают поступать многочисленные обращения о спасении птиц в зимний период. Чаще всего поступают обращения в отношение водоплавающих птиц, в частности – лебедей. Пытаясь «спасти» пернатых друзей люди начинают активно их подкармливать.

Первоначально следует отметить, что все птицы – дикие животные, у которых на протяжении длительного времени происходила адаптация для выживания в различных условиях, выработался рацион питания.

Любое животное не станет жить там, где существуют дискомфортные условия обитания и отсутствует достаточная пищевая база.

К примеру – лебеди. Это птицы северных широт, у которых сформировались приспособления для проживания в условиях данного климата. Птица может выдерживать довольно значительные «минусовые» температуры. В рационе лебедей преобладают водные растения, черви, ракообразные и моллюски, которых и зимой на белорусских водоемах достаточно. Здоровая птица сама найдет себе еду. Если нет – сменит водоем. Лебедь может не есть несколько суток. В целях экономии энергии птицы могут ограничивать свои передвижения, из-за чего может сформироваться ложное мнение о том, что птица больная или ей плохо.

Подкармливая водоплавающих птиц люди больше приносят им вред, чем пользу. Птицы физиологически не могут усваивать ту или иную пищу, а иногда корм, который дают птицам вредно влияет на их организм. При наличии постоянной подкормки от людей и относительно непродолжительных и теплых зим птицы отказываются мигрировать. Подкармливая водоплавающих, мы отбиваем у них мотивацию к самостоятельному поиску пропитания, приучаем их к человеку.

Из этого следует, что в весенне-осенний период кормить птиц категорически запрещено. Подкармливать птиц с целью спасения следует только в экстремальные периоды зимовки – например, при резком снижении температуры (-15 градусов и ниже), а также при наличии у птиц физических повреждений, когда водоплавающие действительно могут оказаться на грани гибели.

Если все-таки возникает необходимость в подкормке птиц, то надо выбирать корм, наиболее схожий с их природным аналогом.

Так, наиболее подходящим кормом для многих певчих зерноядных птиц являются семена подсолнуха рапса, льна, арахис, для синиц – несоленое сало. Водоплавающим можно предложить слегка проваренный ячмень (перловку), сваренный в кожуре картофель, свежие овощи и фрукты.

Категорически нельзя давать в пищу соленую, жареную, острую, кислую, и тем более несвежую пищу. Запрещается кормить хлебом, особенно черным, давать кожуру бананов и цитрусовых.

При выборе корма необходимо посоветоваться со специалистом, чтобы не причинить вред диким животным.

Ответ: Согласно пунктам 6, 7 Закона Республики Беларусь «Об обрушении с отходами»:

 отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, регулируются законодательством в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются актами Президента Республики Беларусь и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от            10 апреля 2024 г. № 93, координацию деятельности, в том числе юридических лиц, в области обращения с металлоломом осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь.

Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минпроды), лом и отходы черных и цветных металлов не включается в документы, наличие которых предусмотрено законодательством об обращении с отходами (в том числе в акт инвентаризации отходов производства, инструкцию по обращению с отходами производства, формы ПОД-9 и ПОД-10).

 В форме государственной статистической отчетности 1- отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», металлолом также не указывается, за исключением отработанных свинцовых аккумуляторов.

В настоящее время, Минприроды предложен перечень конкретных видов отходов, относящихся к металлолому, в соответствии общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», который содержит отходы металлов четвертого класса опасности и виды неопасных отходов («чистых» металлов). А также, внесены предложения не относить к металлолому отходы 1-3 классов опасности.

Ответ: Согласно пункту 8 Правил разработки, утверждения, государственной регистрации, изменения и отмены технических условий, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.07.2017 № 57                  (ред. от 26.04.2024), юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель могут не разрабатывать самостоятельно технические условия, а применять копии технических условий со всеми извещениями об их изменении, заверенные юридическими лицами Республики Беларусь или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими.

Ответ: Нет.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 33 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон) при эксплуатации объектов захоронения отходов не допускается использование для изоляции слоев отходов органических отходов.

Вместе с тем, согласно части второй пункта 2 статьи 33 Закона, при эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов разрешается использовать отходы (смет) от уборки территорий (за исключением территорий промышленных предприятий) для изоляции слоев отходов согласно техническому кодексу установившейся практики.

Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, допускается использование органической части отходов на полигонах, введенных в эксплуатацию до 2020 года. Использование отходов предусмотрено в местах для компостирования, расположенных в производственной зоне полигона, при наличии технических условий на продукцию, полученную с применением отходов.

В настоящее время ведется работа по изменению технического кодекса установившейся практики ТКП 17.11-02-2024 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов» (далее – ТКП) в части урегулирования вопроса использования отходов (смета) от уборки территорий для изоляции отходов на полигонах, в частности внесение дополнений в ТКП по использованию отходов, принимаемых на полигоны для использования в качестве изолирующего материала отходы (смет) от уборки территории промышленных предприятий и организаций, за исключением отходов (смета) от уборки территорий промышленных предприятий – предприятий, у которых в результате технологических процессов производства товаров (продукции) образуются и высокоопасные отходы (отходы 1-2 классов опасности).

Ответ: В настоящее время государственным предприятием «Бел НИЦ «Экология» ведется работа по изменению (пересмотру) ОКРБ, в том числе в части его дополнения новыми сведениями о степени и классе опасности отходов на основании полученных субъектами хозяйствования заключений («отходов электрического и электронного оборудования» и др.).

Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, до изменения (пересмотра) ОКРБ, при наличии у субъекта хозяйствования, принимающего на использование «отходы электрического и электронного оборудования», заключения, полученного до вступления в силу новой редакции Закона (до 06.10.2024), возможно применить такого заключение на «отходы электрического и электронного оборудования», образовавшиеся в результате идентичного технологического процесса (источника) у субъекта хозяйствования, который передает такие отходы на использование субъекту хозяйствования.

Ответ: В подпунктах 1.6, 1.8, 1.12 пункта 1, подпункту 2.1 пункта 2 статьи 19 и пункту 1 статьи 34 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» применяется подстрочное примечание «*», согласно которому к субъектам хозяйствования, осуществляющих обращение с отходами, требования не распространяются, в том числе, на микроорганизации, за исключением микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.

При этом, в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее – Закон № 365-З), вступившего в силу 01.10.2024, понятие «микроорганизации» из законодательства исключается.

В настоящее время ведется работа по приведению природоохранного законодательства в соответствие с Законом № 365-З, в части исключения применения термина «микроорганизации».

Согласно части первой статьи 19 Закона № 365-З, если иное не предусмотрено частью второй данной статьи, к деятельности коммерческих организаций, включенных в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием средней численности работников за календарный год до 50 человек включительно.

С учетом статьи 19 Закона № 365-З до приведения законодательства об обращении с отходами в соответствие, требования подпунктов 1.6, 1.8, 1.12 пункта 1, подпункта 2.1 пункта 2 статьи 19 и пункта 1 статьи 34 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» не распространяются (вместо «микроорганизаций») на коммерческие организации, включенные в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием средней численности работников за календарный год до 50 человек включительно, за исключением таких организаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.

ВОПРОС: Нужно ли разрешение на удаление деревьев на земельных участках граждан?

 

Согласно ст. 5, 6 Закона Республики Беларусь ”О растительном мире“ объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, являются собственностью этих граждан и к ним не применяются положения данного Закона, в том числе относительно оснований и порядка удаления объектов растительного мира. Разрешительная документация на удаление объекта растительного мира в данном случае не требуется.

ВОПРОС: Законно ли разрушать гнезда птиц?

 

Ответ: в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь ”О животном мире“, распространение и численность птиц, которые ухудшают санитарное и эстетическое состояние населенных пунктов, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строений и сооружений либо причиняют беспокойство жителям населенных пунктов, разрешается регулировать путем разрушения в период с 15 августа по 15 февраля гнезд птиц, расположенных на насаждениях в населенных пунктах, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строениях и сооружениях.

С 16 февраля по 14 августа разрушение гнезд птиц запрещено и влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и другими законными актами.

Статьей 16.23. Кодекса за незаконное разрушение гнезд птиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностное или физическое лицо в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до пятисот базовых величин. Кроме того, при незаконном разрушении гнезд птиц возмещается вред, причиненный окружающей среде.

 

 

Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, в связи с обращениями жителей г.Витебска с вопросами состояния качества воды в реке Западная Двина и причин образования пены в её акватории, сообщает следующее.

Наблюдения за состоянием поверхностных вод реки Западная Двина проводятся в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды. Контроль за качеством сточных вод, сбрасываемых в реку, осуществляется постоянно.

По данным мониторинга поверхностных вод на контролируемых участках реки Западная Двина в черте г. Витебска качество воды находится в пределах установленных нормативов качества поверхностных водных объектов.

Вместе с тем, в определённые периоды на поверхности реки в черте г.Витебска наблюдаются следы пены, которые образуются в месте сброса воды с плотины Витебской гидроэлектростанции, выше по течению реки от плотины образование пены на поверхности воды не наблюдается.

Пенообразование при сбросе воды с плотины гидроэлектростанции присутствует всегда, причинами, влияющими на устойчивость пены и её дальнейшее распространение ниже по течению реки, является сочетание ряда факторов.

Существуют три причины образования пены в естественных водоёмах:

  1. механическое движение воды, связанное с перемешиванием её слоёв при воздействии ветра на водную поверхность, столкновении водного потока с препятствиями, изменяющими направление его движения, а также при падении водной массы с высоты, во всех этих случаях вода перемешивается с воздухом, пузырьки которого всплывают на поверхность, образуя пену;
  2. биологическая, в застойных водоёмах, запрудах, старых водохранилищах в тёплый сезон года активно размножаются водные растения и водоросли, которые в процессе фотосинтеза усваивают растворенный в воде кислород, а при дыхании они выделяют газообразную двуокись углерода, при естественном отмирании водной биомассы начинаются процессы гниения, при которых активно выделяются органические газообразные соединения, в том числе аммиак, метан, углекислый и сернистый газы, которые вспенивают воду даже в отсутствие её механического движения;
  3. химическое загрязнение воды.

Основная причина вспенивания воды в створе ГЭС – падение больших её масс со значительной высоты, та картина, которую мы наблюдаем в фарватере реки непосредственно за плотиной, объясняется именно этим.

О биологическом и химическом загрязнении водоёма можно говорить на основании результатов лабораторных исследований проб воды.

В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования о разъяснении вопросов классификации отходов, в частности смешанных отходов строительства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) сообщает следующее.

Правовые основы обращения с отходами определены Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон), который направлен, помимо прочего,
на предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан и имущество.

Отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таких количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия, являются опасные отходами (пункт 18 статьи 1 Закона).

Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от степени опасности на опасные отходы и неопасные отходы. Опасные отходы классифицируются по классам опасности:

1-ый класс опасности – чрезвычайно опасные;

2-ой класс опасности – высокоопасные;

3-ий класс опасности – умеренно опасные;

4-ый класс опасности – малоопасные (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 2 статьи 15 Закона).

Обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов является одним из основных принципов в области обращения с отходами
(абзац второй статьи 4 Закона).

Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность) и иных опасных свойств отходов (пункт 4 статьи 16 Закона).

Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов (часть четвертая пункта 5 статьи 16 Закона).

При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов (пункт 6 статьи 16 Закона).

Так, в частности, по результатам исследований опасных свойств
«смешанных отходов строительства», соответствующих коду 3991300 классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь
(в настоящее время – общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный и введенный в действие постановлением Минприроды от 9 сентября 2019 г. № 3-Т  (начиная с 09.12.2019), ранее – классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Минприроды от 8 ноября 2007 г. № 85 (до 09.12.2019)), исходя из наиболее высокого класса опасности для них был установлен 4-ый класс опасности (в 2009 году).

Таким образом, усматривается, что в составе «смешанных отходов строительства» 4-ого класса опасности (код 3991300) не должно содержаться веществ (предметов), относящихся к отходам 1 – 3-го классов опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным отходам).

Справочно:

Определение наименований образующихся отходов производства и их кодов в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» (далее – ОКРБ) по источникам их образования осуществляется субъектами хозяйствования, определенными законодательными актами и осуществляющими обращение с отходами, самостоятельно в рамках проведения инвентаризации отходов производства. На этапе инвентаризационного обследования производится, помимо прочего, определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами (пункты 3 и 13 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды от 29 февраля 2008 г. № 17).

Основные правила идентификации отходов по ОКРБ установлены в разделе 4 ОКРБ.

Для идентификации отходов необходимо последовательно выбрать блок, раздел в соответствующем блоке и подгруппу в соответствующей группе отходов, и затем выбрать вид отходов. Отнесение отходов к блоку, разделу, группе, подгруппе и виду осуществляется исходя из названия блока, названия раздела, названия группы и вида отходов.

Одним из правил идентификации отходов в пределах подгруппы является то, что если нельзя определить вид отходов в пределах подгруппы, то выбирается вид отходов со словами «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу». При отнесении отхода к виду отходов со словами «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу» субъект, осуществляющий идентификацию отходов, вправе вместо слов «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу»
дать свое наименование отходов, но использовать код отхода, указанный
для наименования отхода, со словами «Прочие отходы производства,
не вошедшие в группу».

Вещества (предметы, материалы), которые фактически представляется возможным извлечь, разделить на виды и отнести к иным конкретным видам отходов, не должны входить в состав «смешанных отходов строительства» (код 3991300).

На основании изложенного, образующиеся отходы строительства следует относить (классифицировать, идентифицировать) к «смешанным отходам строительства» 4-ого класса опасности, соответствующим
коду 3991300 ОКРБ, в случае, если в их составе не содержатся
отходы 1 – 3-го классов опасности и отходы, которые могут быть извлечены из их состава и отнесены к иным конкретным видам отходов.

Задать вопрос

Заполните обязательные поля

Сообщение успешно отправлено!