Приемная:
Пн-пт: 9.00-13.00,
14.00-18.00
Сб, вс: выходной
210029, г. Витебск,
ул. Правды, 26а
Вопрос: В каких случаях нужно определять места хранения отходов и разрабатывать инструкцию по обращению с отходами производства?
Ответ: 1. В соответствии с требованиями (нормами) законодательства об обращении с отходами (пункты 2, 14 и 33 статьи 1, подпункты 1.2 и 1.3 пункта 1, пункт 5 статьи 19, пункты 1 и 2 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон), пункт 19, часть первая пункта 20 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45) в обязанности субъектов хозяйствования, осуществляющих обращение с отходами, входит, помимо прочего, обеспечение сбора отходов и иххранения в санкционированных местах хранения отходов. В обязанности собственников передаваемых во владение и (или) пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов либо уполномоченных ими лиц – создание мест временного хранения отходов и иных условий производителям отходов для выполнения ими требований, установленных законодательством об обращении с отходами.
Под сбором отходов понимается накопление отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления. Местом временного хранения отходов является капитальное строение (здание, сооружение), его часть, специальное оборудование (контейнер и т.п.), иное место, предназначенные для временного хранения отходов.
Временное хранение отходов – содержание отходов в месте временного хранения отходов до их заготовки, сортировки, использования, обезвреживания, захоронения и (или) долговременного хранения.
При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства(в частности, в приложении «Карта-схема хранения отходов производства»), в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления (в частности, в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения»). Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.
Содержание (нахождение) отходов вне санкционированных мест хранения отходов запрещается.
На основании изложенного, если у субъекта хозяйствования (в том числе его структурных подразделений, расположенных на арендуемых площадях) образуются отходы производства, то их содержание (нахождение) должно осуществляться в местах, предназначенных для этих целей, которые указываются в инструкции по обращению с отходами производства (кроме случаев, когда разработка такой инструкции не требуется, указанных в подстрочном примечании «*» к подпункту 1.8 пункта 1 статьи 19 Закона), – санкционированных местах хранения отходов с определением периодичности вывоза отходов производства и (или) допустимого количества их накопления.
Так, например, если организацией, занимающейся розничной торговлей и имеющей торговые объекты по всей территории республики, осуществляется сбор отходов упаковки, образующихся на объектах при распаковке товаров, централизовано на одном (общем) складе (в частности, отходы производства не накапливаются на таких объектах, а в день их образования доставляются на указанный склад), то такие места в торговых объектах не рассматриваются как места временного хранения отходов производства.
В ином случае, если отходы производства, образующиеся в торговых объектах, ежедневно не вывозятся на общий склад, а временно (нескольких дней, недель и т.д.) хранятся (накапливаются) на таких объектах, то требуется определение мест временного хранения таких отходов и указание их в инструкции по обращению с отходами производства (в приложении «Карта-схема хранения отходов производства») с определением периодичности вывоза таких отходов производства и (или) допустимого количества их накопления (в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения»).
2. Согласно части первой пункта 5 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства приаренде (безвозмездном пользовании) капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов собственники таких объектов, передаваемых во владение и (или) пользование арендатору (ссудополучателю), либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходамипроизводства, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (ссудополучателя).
Производитель отходов право собственности на отходы приобретает с момента образования отходов, если иное не предусмотрено Законом и иными актами законодательства и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов, или иным договором, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством (абзац второй части первой пункта 1 статьи 3 Закона).
На основании изложенного, в случае, если в соответствии с договором, заключаемым между арендодателем и арендатором, собственником образующихся у арендатора отдельных видов отходов производства (например, «отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения» (код: 9120400) и (или) другие) с момента их образования является арендодатель, то весь порядок обращения с такими отходами включается в инструкцию по обращению с отходами производства арендодателя (кроме случаев, когда разработка такой инструкции не требуется). В инструкции по обращению с отходами производства арендатора (при ее наличии) сведения о том, что весь порядок обращения с конкретными видами отходов производства предусмотрен в инструкции арендодателя, целесообразно включить в разделе «Общие сведения».
Вопрос: Как правильно определять нормативы образования отходов?
Ответ: С учетом норм (требований) подпункта 2.1 пункта 2 статьи 19, пунктов 1, 3 статьи 34 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» разработка и утверждение нормативов образования отходов производства в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 818 «О порядке обращения с отходами», а также соблюдение этих нормативов осуществляются только в отношении отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов.
При этом, что касается определения нормативов образования отходов производства в рамках проведения инвентаризации отходов производства, то согласно Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 (пункт 13, приложения 2, 4), на этапе инвентаризационного обследования производится, в том числе:
проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;
расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования.
В графе 7 приложения 2 и графе 3 приложения 4 указывается норматив образования отходов производства, установленный в сроки проведения инвентаризации (тонн (штук)/расчетная единица).
На основании изложенного, в рамках проведения инвентаризации отходов производства определение нормативов образования отходов производства по результатам проведенных измерений с учетом максимальной загрузки оборудования (технологического процесса) производится для всех образующихся отходов производства.
Следует отметить, что нормативы образования отходов производства используются, в том числе, при расчете годового количества образования отходов производства (указывается в графе 4 приложения 4 к названной Инструкции).
Вопрос: Как утилизировать изношенные шины?
Ответ: Согласно действующего законодательства, все изношенные шины подлежат сбору и размещению в установленных местах, с передачей специализированным заготовительным организациям, с последующей передачей на объекты по использованию (переработке) отходов.
ВАЖНО: использование физическими лицами шин для оформления дворов (клумбы, ограждения, скульптуры и пр.), запрещено.
Автолюбителям следует учитывать, что резина автомобильных шин может негативно воздействовать на окружающую среду, так как содержит канцерогенные вещества, которые могут попасть в почву, грунтовые воды, водоемы.
В соответствии с требованиями ТКП 17.11-08-2024 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Технические требования к обращению с коммунальными отходами», изношенные шины подлежат сбору, а именно:
— в центрах для раздельного сбора коммунальных отходов потребления;
— на станциях технического обслуживания автомобилей (далее – СТО) и в других организациях автосервиса, оказывающих шиномонтажные и шиноремонтные услуги и техническое обслуживание автомобилей;
— в гаражных кооперативах;
— в пунктах приема (заготовки).
Вместе с тем, прием изношенных шин, образующихся у физических лиц (населения), осуществляется, например:
заготовительный пункт ОАО «Витебскоблресурсы»:
г. Витебск, ул. Ленинградская, 193а.
заготовительные пункты УП «Биомехзавод бытовых вторресурсов»:
г. Новополоцк, ул. Молодежная, 3а;
г. Новополоцк, пер. Коммунальная, 2;
г. Новополоцк, ул. Олимпийская, 6;
г. Новополоцк, ул. Армейская, 88А.
Дополнительно работают передвижные пункты.
заготовительные пункты ЧТУП «Орша –Логистик»:
г. Орша, ул. Молодежная, 181;
г. Орша, ул. Блохина, 20;
г. Орша, ул. Олимпийская, 6;
г. Орша, ул. Армейская, 88А.
приемный пункт УП ЖКХ Глубокского района:
г. Глубокое, пер. Ломоносова, 9.
приемный пункт УП ЖКХ Лиозненского района:
г.п. Лиозно, ул. Курортная (территория котельной «РАПТ»).
приемный пункт УП ЖКХ Поставского района:
г. Поставы, ул. Пушкина, 44б.
Таким образом, существуют варианты, как утилизировать изношенные шины: их можно отнести на СТО, в организации автосервиса, в организованные места для временного хранения шин в гаражных кооперативах (только для членов кооператива), разместить на оборудованных отдельными отсеками для сбора изношенных шин контейнерных площадках, либо отвезти в пункты приема (заготовки).
Вопрос: Можно ли сдавать на переработку круги и матрасы для плавания?
Ответ: Нельзя.
Бытовые матрасы и круги для плавания изготовлены из ПВХ – прочного, гибкого пластика, который также используют в строительстве (окна, потолки) и упаковке. Однако, в отличие от промышленного аналога, бытовой ПВХ, за частую, имеет в своем составе добавки или дополнительные элементы (армирующая ткань, сетки, металл), что делает его переработку крайне сложной.
ВОПРОС: Что делать, если обнаружили дикое животное?
ОТВЕТ: Не стоит самостоятельно оказывать помощь животному, которое вы обнаружили. Сообщите о своей находке в оперативно-дежурную службу по чрезвычайным ситуациям или органов внутренних дел по телефонам 101, 102,112.
Местные исполнительные и распорядительные органы создают специальные комиссии для оказания помощи диким животным. Специалисты, в частности, оперативно реагируют на факты обнаружения больного, раненого, травмированного дикого животного, которому грозит гибель в результате стихийных бедствий, или которое может представлять угрозу жизни и здоровью граждан. Проводится оценка состояния или степень повреждения животного. Исходя из конкретных обстоятельств, члены комиссии принимают решения об отлове дикого животного либо о его добыче.
ВОПРОС: Как и кем устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных полос?
ОТВЕТ: Порядок установления водоохранных зон и прибрежных полос регулируются статьей 52 Водного кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой их границы утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами (исполкомами) в составе соответствующих проектов, а в случае их отсутствия – отдельно, заказчиками, указанных проектов, также выступают исполкомы.
Информация о границах водоохранных зон и прибрежных полос доводится до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, исполкомами посредством опубликования этой информации в средствах массовой информации и размещения на своих официальных сайтах.
Сведения об установленных границах водоохранных зон и прибрежных полос не являются данными государственного водного кадастра, и в соответствии с пунктом 11 Положения о порядке ведения государственного водного кадастра и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2015 г. № 152, раздел «Каталог водоохранных зон и прибрежных полос» содержит сведения об утвержденных проектах водоохранных зон и прибрежных полос, лишь в виде реквизитов решений исполкомов и наименований поверхностных водных объектов, в отношении которых такие проекты разработаны.
ВОПРОС: Куда обращаться, если мешают ветки дерева?
ОТВЕТ: Порядок удаления, в том числе обрезка, деревьев и кустарников в населённых пунктах установлен статьей 37 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире».
Согласно Закону, обрезка деревьев и кустарников может производиться в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, устранения препятствий эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, а также повышения эстетической привлекательности деревьев, кустарников (прореживание кроны, придание ей необходимой формы и др.). При этом получение разрешения местного исполнительного и распорядительного органа не требуется.
Работы по обрезке деревьев, кустарников, произрастающих на землях общего пользования населенных пунктов, проводятся уполномоченным лицом в рамках содержания озелененных территорий или на основании гражданско-правового договора.
Работы по обрезке деревьев, кустарников в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц проводятся пользователями земельных участков, в границах которых произрастают подлежащие обрезке деревья, кустарники, а также иными лицами на основании гражданско-правового договора.
Работы по обрезке деревьев, кустарников в целях устранения препятствий эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию этих зданий, сооружений и иных объектов, а также иными лицами на основании гражданско-правового договора.
Работы по обрезке деревьев, кустарников в целях повышения их эстетической привлекательности проводятся лицом в области озеленения в рамках содержания озелененных территорий или на основании гражданско-правового договора.
Таким образом, если дерево, ветки которого мешают нормальной эксплуатации здания или его части (квартиры), произрастает в пределах населенного пункта (например, города), то обращаться следует в организацию, обслуживающую данный населенный пункт (ЖРЭТ, ЖЭУ, товарищество собственников или управляющую компанию). Если дерево растет на территории садового товарищества, следует обратиться к правлению товарищества, а если речь идет о ветках дерева, растущего на частной территории, то сначала стоит попытаться решить вопрос с хозяином участка, и только потом обращаться к председателю сельского Совета или в районный исполком.
ВОПРОС: Почему нельзя мыть машину возле озера?
ОТВЕТ: Потому, что, даже не смотря то, что вы стоите в десятке метров от воды, загрязнители с кузова вашего автомобиля попадут в водоем, просочившись сквозь грунт.
Не секрет, что все мы хотим отдыхать у чистых рек и озер, правда некоторые забывают, что это напрямую зависит от каждого из нас.
Вокруг водных объектов не с проста устанавливают особые правила, ограничения, водоохранные зоны и прибрежные полосы. Все они направлены на то, чтобы уберечь водный объект от негативного влияния. К одному из таких ограничений относится и мойка машин.
Чтобы как следует вымыть автомобиль и удалить с поверхности кузова, днища и колес накопившийся слой грязи, водителю потребуется много воды и специальные моющие средства. Помимо этого, смывая с автомобиля размокшую грязь, водитель также смывает частицы нефтепродуктов, микропыль с содержанием тяжелых металлов, и еще уйму других примесей, осевших на транспортном средстве во время движения по трассе или стояния в городской пробке. Как итог: стекающая вода будет содержать в себе достаточное количество всевозможных химических соединений, которые неизбежно окажутся в окружающей среде и водоеме.
Всего одна капля машинного масла способна сделать непригодными к употреблению поллитра воды, а даже небольшое количество загрязнений, которое образуется при мойке машины, попадая на почву и в воду, делают их практически не пригодными для развития живых организмов. При этом существуют соединения, которые наоборот — выступают этаким «удобрением» и провоцируют развитие микроводорослей и бактерий в водоеме, что приводит к преждевременному или чрезмерному «цветению» воды. Кстати, именно поэтому в прибрежных полосах водоемов также запрещена и стоянка автомобилей.
Вопрос: В каких случая при оплате гопошлины можно получить преференции?
Ответ: В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 2 статьи 286 Налогового Кодекса за совершение юридически значимых действий, являющихся объектами обложения государственной пошлиной, при подаче заявления на их совершение в электронной форме посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы ставки государственной пошлины применяются в размере 50 процентов от установленной ставки (за исключением юридически значимых действий, за совершение которых предусмотрено полное освобождение плательщика от государственной пошлины).
Вопрос: Нужно ли предоставлять документ об оплате государственной пошлины, при оплате через ЕРИП?
Ответ: Документ об оплате государственной пошлины не требуется.
Банками совместно с открытым акционерным обществом «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство» (далее – НКФО «ЕРИП») реализована информационная технология, позволяющая юридическим лицам осуществлять уплату государственной пошлины посредством платежной системы в ЕРИП.
При уплате государственной пошлины через ЕРИП юридическое лицо при обращении в орган, взимающий государственную пошлину, лишь сообщает учетный номер платежной операции в ЕРИП без предоставления какого-либо документа.
Справочно. Указанное положение закреплено в части четвертой пункта 6 статьи 287 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Вопрос: Допускается ли складирование коммунальных отходов на территории, прилегающей к контейнерной площадке?
Ответ: Согласно разделу 7 ТКП 17.11-08-2024 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Технические требования к обращению с коммунальными отходами» складировать коммунальные отходы на территории, прилегающей к контейнерной площадке, запрещено. Не допускается размещение контейнеров вне пределов контейнерных площадок, за исключением устройства контейнеров заглубленного типа и (или) установки закрытых контейнеров для сбора вторичных материальных ресурсов, установленных на твердом водонепроницаемом покрытии.
На контейнерной площадке может быть организован сбор крупногабаритных, строительных, древесных отходов, изношенных шин в отдельном отсеке и (или) специальном контейнере (бункере) большой емкости.
Вопрос: Какой порядок действий юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя в случае, когда объекты по использованию и обезвреживанию отходов не предоставляют ответы на запросы о возможности использования (обезвреживания) отходов производства?
Ответ: Факт непредоставления ответов на запросы юридического лица (индивидуального предпринимателя) (из которых не менее одного запроса направлено заказным письмом с уведомлением о вручении) о возможности использования (обезвреживания) отходов на объектах по использованию (обезвреживанию) отходов, включенных в реестры объектов по использованию отходов, обезвреживания отходов, от юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего эксплуатацию такого объекта, является основанием для исключения таких объектов из реестра объектов по использованию отходов, обезвреживания отходов.
В случае непредоставления ответов трех и более раз в течение одного квартала, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе направить в государственное предприятие «Бел НИЦ «Экология» в письменной форме информацию с приложением подтверждающих документов (копий запросов, уведомления о вручении заказного письма с отметкой о вручении и другого) (пункт 15 Положения о порядке регистрации принятых (введенных) в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета принятых (введенных) в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818).
Вопрос: В настоящее время в реестре объектов по использованию зарегистрирован объект по использованию отработанных масляных фильтров (код отхода – 5492800), который ранее подлежал захоронению. Необходимо ли вносить изменения в разрешение на хранение и захоронение отходов производства?
Ответ: В случае регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении на хранение и захоронение отходов производства (далее – разрешение), от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в разрешение вносятся изменения в течение 30 календарных дней со дня регистрации объекта по использованию (пункт 15 Положения об основаниях, условиях, порядке выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818).
Кроме того, в связи с изменением перечня отходов производства, которые направляются на использование и захоронение, требуется разработка новой инструкции по обращению с отходами производства (пункт 21 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 «Об утверждении инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства»).
Вопрос: Каким образом осуществляется вывоз отходов производства на захоронение организациями, оказывающими услуги по перевозке таких отходов, без передачи права собственности на отходы?
Ответ: Захоронение отходов производства (далее – отходов) допускается при наличии у производителя отходов разрешения на хранение и захоронение отходов производства, за исключением случаев, предусмотренных Положением об основаниях, условиях, порядке выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (пункт 3).
Перевозка отходов производства с целью передачи на объект захоронения отходов осуществляется в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором (далее – договор) на оказание услуг по перевозке между производителем отходов и организацией, оказывающей такие услуги (далее – перевозчик), без перехода права собственности, а также в соответствии с заключенным договором между перевозчиком и субъектом хозяйствования, эксплуатирующим полигон, то есть собственником.
Аналогичным образом может осуществляться перевозка отходов без передачи права собственности посредством заключения трехстороннего договора между производителем, перевозчиком и собственником полигона.
В соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире»:
регистрации подлежат содержащиеся и (или) разведенные в неволе дикие животные (включая их потомство, достигшее возраста трех месяцев):
Не подлежат регистрации дикие животные, содержащиеся на объектах содержания и (или) разведения диких животных, на производственных объектах, на которых осуществляется производство осетровых видов рыб и (или) продукции из них, включая икру.
Владельцы диких животных обязаны в течение одного месяца со дня отлова или приобретения этих животных обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию таких животных, за регистрацией.
Владельцы потомства диких животных обязаны в пятидневный срок со дня достижения этим потомством возраста трех месяцев обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию таких животных, за регистрацией.
Основаниями для регистрации диких животных являются документы, предусмотренные законодательством об административных процедурах, представленные их владельцами в государственный орган, осуществляющий регистрацию таких животных, а также акт о соответствии условий содержания диких животных требованиям к их содержанию, установленным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, и акт о подтверждении факта рождения потомства диких животных в неволе (в случае регистрации разведенных в неволе диких животных), составленные территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с участием представителей Национальной академии наук Беларуси или иной научной организации, имеющей в штате специалистов-зоологов.
Регистрация диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, либо являющихся образцами СИТЕС, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Регистрация диких животных, отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на изъятие диких животных из среды их обитания, осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Факт регистрации диких животных, подлежащих регистрации, подтверждается свидетельством о регистрации диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе.
Регистрация диких животных осуществляется без взимания платы в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Содержание и (или) разведение в неволе незарегистрированных диких животных, подлежащих регистрации, запрещаются.
Справочно:
постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 № 16;
п. 6.13.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»;
положение о порядке и условиях регистрации диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе (включая их потомство, достигшее возраста трех месяцев), относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, либо являющихся образцами СИТЕС, а также диких животных, отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на изъятие диких животных из среды их обитания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2008 г. № 126 ;
п. 16.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».
Вопрос: можно ли кормить диких птиц зимой?
С наступлением холодов в Витебский областной комитет и инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды традиционно начинают поступать многочисленные обращения о спасении птиц в зимний период. Чаще всего поступают обращения в отношение водоплавающих птиц, в частности – лебедей. Пытаясь «спасти» пернатых друзей люди начинают активно их подкармливать.
Первоначально следует отметить, что все птицы – дикие животные, у которых на протяжении длительного времени происходила адаптация для выживания в различных условиях, выработался рацион питания.
Любое животное не станет жить там, где существуют дискомфортные условия обитания и отсутствует достаточная пищевая база.
К примеру – лебеди. Это птицы северных широт, у которых сформировались приспособления для проживания в условиях данного климата. Птица может выдерживать довольно значительные «минусовые» температуры. В рационе лебедей преобладают водные растения, черви, ракообразные и моллюски, которых и зимой на белорусских водоемах достаточно. Здоровая птица сама найдет себе еду. Если нет – сменит водоем. Лебедь может не есть несколько суток. В целях экономии энергии птицы могут ограничивать свои передвижения, из-за чего может сформироваться ложное мнение о том, что птица больная или ей плохо.
Подкармливая водоплавающих птиц люди больше приносят им вред, чем пользу. Птицы физиологически не могут усваивать ту или иную пищу, а иногда корм, который дают птицам вредно влияет на их организм. При наличии постоянной подкормки от людей и относительно непродолжительных и теплых зим птицы отказываются мигрировать. Подкармливая водоплавающих, мы отбиваем у них мотивацию к самостоятельному поиску пропитания, приучаем их к человеку.
Из этого следует, что в весенне-осенний период кормить птиц категорически запрещено. Подкармливать птиц с целью спасения следует только в экстремальные периоды зимовки – например, при резком снижении температуры (-15 градусов и ниже), а также при наличии у птиц физических повреждений, когда водоплавающие действительно могут оказаться на грани гибели.
Если все-таки возникает необходимость в подкормке птиц, то надо выбирать корм, наиболее схожий с их природным аналогом.
Так, наиболее подходящим кормом для многих певчих зерноядных птиц являются семена подсолнуха рапса, льна, арахис, для синиц – несоленое сало. Водоплавающим можно предложить слегка проваренный ячмень (перловку), сваренный в кожуре картофель, свежие овощи и фрукты.
Категорически нельзя давать в пищу соленую, жареную, острую, кислую, и тем более несвежую пищу. Запрещается кормить хлебом, особенно черным, давать кожуру бананов и цитрусовых.
При выборе корма необходимо посоветоваться со специалистом, чтобы не причинить вред диким животным.
Ответ: Согласно пунктам 6, 7 Закона Республики Беларусь «Об обрушении с отходами»:
отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, регулируются законодательством в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются актами Президента Республики Беларусь и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2024 г. № 93, координацию деятельности, в том числе юридических лиц, в области обращения с металлоломом осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь.
Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минпроды), лом и отходы черных и цветных металлов не включается в документы, наличие которых предусмотрено законодательством об обращении с отходами (в том числе в акт инвентаризации отходов производства, инструкцию по обращению с отходами производства, формы ПОД-9 и ПОД-10).
В форме государственной статистической отчетности 1- отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», металлолом также не указывается, за исключением отработанных свинцовых аккумуляторов.
В настоящее время, Минприроды предложен перечень конкретных видов отходов, относящихся к металлолому, в соответствии общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», который содержит отходы металлов четвертого класса опасности и виды неопасных отходов («чистых» металлов). А также, внесены предложения не относить к металлолому отходы 1-3 классов опасности.
Ответ: Согласно пункту 8 Правил разработки, утверждения, государственной регистрации, изменения и отмены технических условий, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.07.2017 № 57 (ред. от 26.04.2024), юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель могут не разрабатывать самостоятельно технические условия, а применять копии технических условий со всеми извещениями об их изменении, заверенные юридическими лицами Республики Беларусь или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими.
Ответ: Нет.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 33 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон) при эксплуатации объектов захоронения отходов не допускается использование для изоляции слоев отходов органических отходов.
Вместе с тем, согласно части второй пункта 2 статьи 33 Закона, при эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов разрешается использовать отходы (смет) от уборки территорий (за исключением территорий промышленных предприятий) для изоляции слоев отходов согласно техническому кодексу установившейся практики.
Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, допускается использование органической части отходов на полигонах, введенных в эксплуатацию до 2020 года. Использование отходов предусмотрено в местах для компостирования, расположенных в производственной зоне полигона, при наличии технических условий на продукцию, полученную с применением отходов.
В настоящее время ведется работа по изменению технического кодекса установившейся практики ТКП 17.11-02-2024 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов» (далее – ТКП) в части урегулирования вопроса использования отходов (смета) от уборки территорий для изоляции отходов на полигонах, в частности внесение дополнений в ТКП по использованию отходов, принимаемых на полигоны для использования в качестве изолирующего материала отходы (смет) от уборки территории промышленных предприятий и организаций, за исключением отходов (смета) от уборки территорий промышленных предприятий – предприятий, у которых в результате технологических процессов производства товаров (продукции) образуются и высокоопасные отходы (отходы 1-2 классов опасности).