BelarusianEnglishRussian

Приемная:

+ 375 212 247440

Пн-пт: 9.00-13.00,
           14.00-18.00
Сб, вс: выходной

210029, г. Витебск,
ул. Правды, 26а

Выборы президента РБ

«Об эксплуатации объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов»

В целях развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет).

С целью более четкого понимания норм Декрета Минприроды были разработаны и 19.01.2018 утверждены в части, относящейся к его компетенции, Методические рекомендации по применению норм Декрета (далее – Рекомендации). Рекомендации размещены в общем доступе на официальном сайте Минприроды в разделе «Реализация положений Декрета № 7» (ссылка:  http://minpriroda.gov.by/ru/7/).

Согласно Рекомендациям (подраздел 1 раздела 2) с 26.02.2018 индивидуальные предприниматели и микроорганизации (в том числе те, которые не включены в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом), освобождаются от обязанности:

назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

разрабатывать (утверждать) инструкции по обращению с отходами производства;

разрабатывать (утверждать) нормативы образования отходов производства;

вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и микроорганизации в целом освобождаются от указанных обязанностей при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами.

Справочно: Нормы Декрета были реализованы в Законе Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов.

Хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов (пункт 1 статьи 25 Закона).

Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.

Таким образом, если индивидуальные предприниматели и микроорганизации, являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, ими должно быть обеспечено хранение отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, в санкционированных местах хранения отходов, которые указываются в инструкциях по обращению с отходами производства.

На основании изложенного, усматривается, что не требуется разработка (утверждение) инструкций по обращению с отходами производства индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями, осуществляющими обращение с отходами, за исключением тех, которые являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, в том числе принимающих на использование и (или) обезвреживание отходы от сторонних субъектов хозяйствования.

Кроме того, необходимо отметить, что на основании требований Закона (пункты 6, 16 статьи 1 и пункт 3 статьи 28) использование отходов для производства продукции и (или) энергии (электрической, тепловой) должно осуществляться на объектах производственного назначения, представляющих сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов.

Создание данных объектов возможно либо возведением («новое строительство»), либо реконструкцией иных объектов, с целью их дальнейшего использования по новому назначению.

Согласно требованиям законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности для возведения и реконструкции объектов требуется разработка проектной документации, включающей, в том числе, разделы «Технологические решения» и «Охрана окружающей среды».

Согласно части первой статьи 34 Закона Республики Беларусь
от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» при разработке проектов строительства, реконструкции, консервации, демонтажа и сноса зданий, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы обращения с отходами, применяться наилучшие доступные технические методы, ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и их воспроизводству.

Для объектов по использованию отходов в проектной документации необходимо, в том числе, предусматривать решения по устройству наземных складов для сырья (отходов) и продукции, по размещению и безопасному функционированию оборудования (пылеподавление, шумоизоляция, расстояние до жилья), по устройству твёрдых покрытий, очистке дождевых сточных вод, по инженерным коммуникациям, движению транспорта.

Если на данных объектах планируется к использованию мобильные установки, то они должны быть учтены при разработке технологической части проекта, так как являются оборудованием, используемом в производственно-технологическом процессе.

Согласно требованиям статей 5 и 7 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» для объектов, на которых осуществляется использование отходов, должна быть проведена оценка воздействия на окружающую среду, а предпроектная и проектная документация на их возведение и реконструкцию подлежит государственной экологической экспертизе.

Также, согласно Закону (пункты 15 и 16) к объектам по использованию, объектам обезвреживания отходов относятся сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования, обезвреживания отходов соответственно.

Таким образом, исходя из определений терминов (понятий) «объект по использованию отходов» и «объект обезвреживания отходов» такими объектами, помимо изложенного, могут, в том числе, являться установки, предназначенные для использования или обезвреживания отходов, без наличия сооружений (комплекса сооружений). Вместе с тем, такими объектами фактически не может осуществляться прием отходов и их хранение. Использование подобных установок (объектов по использованию отходов) должно быть предусмотрено в проектной документации.

Согласно разъяснениям Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г.
№ 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» установлены следующие определения:

объект строительства – это одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы;

реконструкция объекта строительства – совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них.

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 17 установлен перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности.

Учитывая, что если субъект хозяйствования планирует осуществлять (осуществляет) свою хозяйственную деятельность на арендуемой территории, используя здания и сооружения, предназначенные для иных целей (а именно, по новому назначению), то такая хозяйственная деятельность требует выполнения проектных и строительных работ по реконструкции территории объекта производственного назначения с возведением наземного склада хранения навалочных грузов
(для обеспечения функционирования дробилок минерального и древесного сырья для исходных материалов и продукции), ливневой канализации для сбора поверхностных сточных вод, шумопоглащающих экранов. В этой связи следует отметить, что с учетом положений Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
от 10 мая 2011 г. № 17 такой объект (площадка, находящаяся на арендуемой территорий) является объектом строительства, вид строительной деятельности реконструкция, для осуществления реконструкции обязательна разработка проектной документации.

Так, например, мобильные установки по производству продукции относятся к оборудованию. В случае, если субъектом хозяйствования на объектах осуществляется прием и хранение отходов, хранение продукции и т.д., в составе объекта производственного назначения они являются элементом производственно-технологического процесса и подлежат учету при разработке технологической части проекта.

На основании изложенного, эксплуатация объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов на выделенных или арендуемых земельных участках (площадках) с наземными складами для хранения отходов и (или) продукции, соответствующим оборудованием для использования (производства продукции), обезвреживания отходов без разработки проектной документации, государственной экологической экспертизы такой документации, ввода таких объектов в эксплуатацию является нарушением законодательства, в том числе законодательства об охране окружающей среды.