BelarusianEnglishRussian

Приемная:

+ 375 212 247440

Пн-пт: 9.00-13.00,
           14.00-18.00
Сб, вс: выходной

210029, г. Витебск,
ул. Правды, 26а

Выборы президента РБ

Вопрос-ответ

Ответ: Согласно пунктам 6, 7 Закона Республики Беларусь «Об обрушении с отходами»:

 отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, регулируются законодательством в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются актами Президента Республики Беларусь и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от            10 апреля 2024 г. № 93, координацию деятельности, в том числе юридических лиц, в области обращения с металлоломом осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь.

Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минпроды), лом и отходы черных и цветных металлов не включается в документы, наличие которых предусмотрено законодательством об обращении с отходами (в том числе в акт инвентаризации отходов производства, инструкцию по обращению с отходами производства, формы ПОД-9 и ПОД-10).

 В форме государственной статистической отчетности 1- отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», металлолом также не указывается, за исключением отработанных свинцовых аккумуляторов.

В настоящее время, Минприроды предложен перечень конкретных видов отходов, относящихся к металлолому, в соответствии общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», который содержит отходы металлов четвертого класса опасности и виды неопасных отходов («чистых» металлов). А также, внесены предложения не относить к металлолому отходы 1-3 классов опасности.

Ответ: Согласно пункту 8 Правил разработки, утверждения, государственной регистрации, изменения и отмены технических условий, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.07.2017 № 57                  (ред. от 26.04.2024), юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель могут не разрабатывать самостоятельно технические условия, а применять копии технических условий со всеми извещениями об их изменении, заверенные юридическими лицами Республики Беларусь или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими.

Ответ: Нет.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 33 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон) при эксплуатации объектов захоронения отходов не допускается использование для изоляции слоев отходов органических отходов.

Вместе с тем, согласно части второй пункта 2 статьи 33 Закона, при эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов разрешается использовать отходы (смет) от уборки территорий (за исключением территорий промышленных предприятий) для изоляции слоев отходов согласно техническому кодексу установившейся практики.

Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, допускается использование органической части отходов на полигонах, введенных в эксплуатацию до 2020 года. Использование отходов предусмотрено в местах для компостирования, расположенных в производственной зоне полигона, при наличии технических условий на продукцию, полученную с применением отходов.

В настоящее время ведется работа по изменению технического кодекса установившейся практики ТКП 17.11-02-2024 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов» (далее – ТКП) в части урегулирования вопроса использования отходов (смета) от уборки территорий для изоляции отходов на полигонах, в частности внесение дополнений в ТКП по использованию отходов, принимаемых на полигоны для использования в качестве изолирующего материала отходы (смет) от уборки территории промышленных предприятий и организаций, за исключением отходов (смета) от уборки территорий промышленных предприятий – предприятий, у которых в результате технологических процессов производства товаров (продукции) образуются и высокоопасные отходы (отходы 1-2 классов опасности).

Ответ: В настоящее время государственным предприятием «Бел НИЦ «Экология» ведется работа по изменению (пересмотру) ОКРБ, в том числе в части его дополнения новыми сведениями о степени и классе опасности отходов на основании полученных субъектами хозяйствования заключений («отходов электрического и электронного оборудования» и др.).

Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, до изменения (пересмотра) ОКРБ, при наличии у субъекта хозяйствования, принимающего на использование «отходы электрического и электронного оборудования», заключения, полученного до вступления в силу новой редакции Закона (до 06.10.2024), возможно применить такого заключение на «отходы электрического и электронного оборудования», образовавшиеся в результате идентичного технологического процесса (источника) у субъекта хозяйствования, который передает такие отходы на использование субъекту хозяйствования.

Ответ: В подпунктах 1.6, 1.8, 1.12 пункта 1, подпункту 2.1 пункта 2 статьи 19 и пункту 1 статьи 34 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» применяется подстрочное примечание «*», согласно которому к субъектам хозяйствования, осуществляющих обращение с отходами, требования не распространяются, в том числе, на микроорганизации, за исключением микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.

При этом, в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее – Закон № 365-З), вступившего в силу 01.10.2024, понятие «микроорганизации» из законодательства исключается.

В настоящее время ведется работа по приведению природоохранного законодательства в соответствие с Законом № 365-З, в части исключения применения термина «микроорганизации».

Согласно части первой статьи 19 Закона № 365-З, если иное не предусмотрено частью второй данной статьи, к деятельности коммерческих организаций, включенных в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием средней численности работников за календарный год до 50 человек включительно.

С учетом статьи 19 Закона № 365-З до приведения законодательства об обращении с отходами в соответствие, требования подпунктов 1.6, 1.8, 1.12 пункта 1, подпункта 2.1 пункта 2 статьи 19 и пункта 1 статьи 34 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» не распространяются (вместо «микроорганизаций») на коммерческие организации, включенные в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием средней численности работников за календарный год до 50 человек включительно, за исключением таких организаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.

ВОПРОС: Нужно ли разрешение на удаление деревьев на земельных участках граждан?

 

Согласно ст. 5, 6 Закона Республики Беларусь ”О растительном мире“ объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, являются собственностью этих граждан и к ним не применяются положения данного Закона, в том числе относительно оснований и порядка удаления объектов растительного мира. Разрешительная документация на удаление объекта растительного мира в данном случае не требуется.

ВОПРОС: Законно ли разрушать гнезда птиц?

 

Ответ: в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь ”О животном мире“, распространение и численность птиц, которые ухудшают санитарное и эстетическое состояние населенных пунктов, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строений и сооружений либо причиняют беспокойство жителям населенных пунктов, разрешается регулировать путем разрушения в период с 15 августа по 15 февраля гнезд птиц, расположенных на насаждениях в населенных пунктах, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строениях и сооружениях.

С 16 февраля по 14 августа разрушение гнезд птиц запрещено и влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и другими законными актами.

Статьей 16.23. Кодекса за незаконное разрушение гнезд птиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностное или физическое лицо в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до пятисот базовых величин. Кроме того, при незаконном разрушении гнезд птиц возмещается вред, причиненный окружающей среде.

 

 

Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, в связи с обращениями жителей г.Витебска с вопросами состояния качества воды в реке Западная Двина и причин образования пены в её акватории, сообщает следующее.

Наблюдения за состоянием поверхностных вод реки Западная Двина проводятся в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды. Контроль за качеством сточных вод, сбрасываемых в реку, осуществляется постоянно.

По данным мониторинга поверхностных вод на контролируемых участках реки Западная Двина в черте г. Витебска качество воды находится в пределах установленных нормативов качества поверхностных водных объектов.

Вместе с тем, в определённые периоды на поверхности реки в черте г.Витебска наблюдаются следы пены, которые образуются в месте сброса воды с плотины Витебской гидроэлектростанции, выше по течению реки от плотины образование пены на поверхности воды не наблюдается.

Пенообразование при сбросе воды с плотины гидроэлектростанции присутствует всегда, причинами, влияющими на устойчивость пены и её дальнейшее распространение ниже по течению реки, является сочетание ряда факторов.

Существуют три причины образования пены в естественных водоёмах:

  1. механическое движение воды, связанное с перемешиванием её слоёв при воздействии ветра на водную поверхность, столкновении водного потока с препятствиями, изменяющими направление его движения, а также при падении водной массы с высоты, во всех этих случаях вода перемешивается с воздухом, пузырьки которого всплывают на поверхность, образуя пену;
  2. биологическая, в застойных водоёмах, запрудах, старых водохранилищах в тёплый сезон года активно размножаются водные растения и водоросли, которые в процессе фотосинтеза усваивают растворенный в воде кислород, а при дыхании они выделяют газообразную двуокись углерода, при естественном отмирании водной биомассы начинаются процессы гниения, при которых активно выделяются органические газообразные соединения, в том числе аммиак, метан, углекислый и сернистый газы, которые вспенивают воду даже в отсутствие её механического движения;
  3. химическое загрязнение воды.

Основная причина вспенивания воды в створе ГЭС – падение больших её масс со значительной высоты, та картина, которую мы наблюдаем в фарватере реки непосредственно за плотиной, объясняется именно этим.

О биологическом и химическом загрязнении водоёма можно говорить на основании результатов лабораторных исследований проб воды.

В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования о разъяснении вопросов классификации отходов, в частности смешанных отходов строительства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) сообщает следующее.

Правовые основы обращения с отходами определены Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон), который направлен, помимо прочего,
на предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан и имущество.

Отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таких количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия, являются опасные отходами (пункт 18 статьи 1 Закона).

Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от степени опасности на опасные отходы и неопасные отходы. Опасные отходы классифицируются по классам опасности:

1-ый класс опасности – чрезвычайно опасные;

2-ой класс опасности – высокоопасные;

3-ий класс опасности – умеренно опасные;

4-ый класс опасности – малоопасные (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 2 статьи 15 Закона).

Обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов является одним из основных принципов в области обращения с отходами
(абзац второй статьи 4 Закона).

Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность) и иных опасных свойств отходов (пункт 4 статьи 16 Закона).

Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов (часть четвертая пункта 5 статьи 16 Закона).

При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов (пункт 6 статьи 16 Закона).

Так, в частности, по результатам исследований опасных свойств
«смешанных отходов строительства», соответствующих коду 3991300 классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь
(в настоящее время – общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный и введенный в действие постановлением Минприроды от 9 сентября 2019 г. № 3-Т  (начиная с 09.12.2019), ранее – классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Минприроды от 8 ноября 2007 г. № 85 (до 09.12.2019)), исходя из наиболее высокого класса опасности для них был установлен 4-ый класс опасности (в 2009 году).

Таким образом, усматривается, что в составе «смешанных отходов строительства» 4-ого класса опасности (код 3991300) не должно содержаться веществ (предметов), относящихся к отходам 1 – 3-го классов опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным отходам).

Справочно:

Определение наименований образующихся отходов производства и их кодов в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» (далее – ОКРБ) по источникам их образования осуществляется субъектами хозяйствования, определенными законодательными актами и осуществляющими обращение с отходами, самостоятельно в рамках проведения инвентаризации отходов производства. На этапе инвентаризационного обследования производится, помимо прочего, определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами (пункты 3 и 13 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды от 29 февраля 2008 г. № 17).

Основные правила идентификации отходов по ОКРБ установлены в разделе 4 ОКРБ.

Для идентификации отходов необходимо последовательно выбрать блок, раздел в соответствующем блоке и подгруппу в соответствующей группе отходов, и затем выбрать вид отходов. Отнесение отходов к блоку, разделу, группе, подгруппе и виду осуществляется исходя из названия блока, названия раздела, названия группы и вида отходов.

Одним из правил идентификации отходов в пределах подгруппы является то, что если нельзя определить вид отходов в пределах подгруппы, то выбирается вид отходов со словами «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу». При отнесении отхода к виду отходов со словами «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу» субъект, осуществляющий идентификацию отходов, вправе вместо слов «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу»
дать свое наименование отходов, но использовать код отхода, указанный
для наименования отхода, со словами «Прочие отходы производства,
не вошедшие в группу».

Вещества (предметы, материалы), которые фактически представляется возможным извлечь, разделить на виды и отнести к иным конкретным видам отходов, не должны входить в состав «смешанных отходов строительства» (код 3991300).

На основании изложенного, образующиеся отходы строительства следует относить (классифицировать, идентифицировать) к «смешанным отходам строительства» 4-ого класса опасности, соответствующим
коду 3991300 ОКРБ, в случае, если в их составе не содержатся
отходы 1 – 3-го классов опасности и отходы, которые могут быть извлечены из их состава и отнесены к иным конкретным видам отходов.

В целях развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет).

С целью более четкого понимания норм Декрета Минприроды были разработаны и 19.01.2018 утверждены в части, относящейся к его компетенции, Методические рекомендации по применению норм Декрета (далее – Рекомендации). Рекомендации размещены в общем доступе на официальном сайте Минприроды в разделе «Реализация положений Декрета № 7» (ссылка:  http://minpriroda.gov.by/ru/7/).

Согласно Рекомендациям (подраздел 1 раздела 2) с 26.02.2018 индивидуальные предприниматели и микроорганизации (в том числе те, которые не включены в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом), освобождаются от обязанности:

назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

разрабатывать (утверждать) инструкции по обращению с отходами производства;

разрабатывать (утверждать) нормативы образования отходов производства;

вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и микроорганизации в целом освобождаются от указанных обязанностей при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами.

Справочно: Нормы Декрета были реализованы в Законе Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов.

Хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов (пункт 1 статьи 25 Закона).

Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.

Таким образом, если индивидуальные предприниматели и микроорганизации, являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, ими должно быть обеспечено хранение отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, в санкционированных местах хранения отходов, которые указываются в инструкциях по обращению с отходами производства.

На основании изложенного, усматривается, что не требуется разработка (утверждение) инструкций по обращению с отходами производства индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями, осуществляющими обращение с отходами, за исключением тех, которые являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, в том числе принимающих на использование и (или) обезвреживание отходы от сторонних субъектов хозяйствования.

Кроме того, необходимо отметить, что на основании требований Закона (пункты 6, 16 статьи 1 и пункт 3 статьи 28) использование отходов для производства продукции и (или) энергии (электрической, тепловой) должно осуществляться на объектах производственного назначения, представляющих сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов.

Создание данных объектов возможно либо возведением («новое строительство»), либо реконструкцией иных объектов, с целью их дальнейшего использования по новому назначению.

Согласно требованиям законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности для возведения и реконструкции объектов требуется разработка проектной документации, включающей, в том числе, разделы «Технологические решения» и «Охрана окружающей среды».

Согласно части первой статьи 34 Закона Республики Беларусь
от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» при разработке проектов строительства, реконструкции, консервации, демонтажа и сноса зданий, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы обращения с отходами, применяться наилучшие доступные технические методы, ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и их воспроизводству.

Для объектов по использованию отходов в проектной документации необходимо, в том числе, предусматривать решения по устройству наземных складов для сырья (отходов) и продукции, по размещению и безопасному функционированию оборудования (пылеподавление, шумоизоляция, расстояние до жилья), по устройству твёрдых покрытий, очистке дождевых сточных вод, по инженерным коммуникациям, движению транспорта.

Если на данных объектах планируется к использованию мобильные установки, то они должны быть учтены при разработке технологической части проекта, так как являются оборудованием, используемом в производственно-технологическом процессе.

Согласно требованиям статей 5 и 7 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» для объектов, на которых осуществляется использование отходов, должна быть проведена оценка воздействия на окружающую среду, а предпроектная и проектная документация на их возведение и реконструкцию подлежит государственной экологической экспертизе.

Также, согласно Закону (пункты 15 и 16) к объектам по использованию, объектам обезвреживания отходов относятся сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования, обезвреживания отходов соответственно.

Таким образом, исходя из определений терминов (понятий) «объект по использованию отходов» и «объект обезвреживания отходов» такими объектами, помимо изложенного, могут, в том числе, являться установки, предназначенные для использования или обезвреживания отходов, без наличия сооружений (комплекса сооружений). Вместе с тем, такими объектами фактически не может осуществляться прием отходов и их хранение. Использование подобных установок (объектов по использованию отходов) должно быть предусмотрено в проектной документации.

Согласно разъяснениям Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г.
№ 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» установлены следующие определения:

объект строительства – это одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы;

реконструкция объекта строительства – совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них.

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 17 установлен перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности.

Учитывая, что если субъект хозяйствования планирует осуществлять (осуществляет) свою хозяйственную деятельность на арендуемой территории, используя здания и сооружения, предназначенные для иных целей (а именно, по новому назначению), то такая хозяйственная деятельность требует выполнения проектных и строительных работ по реконструкции территории объекта производственного назначения с возведением наземного склада хранения навалочных грузов
(для обеспечения функционирования дробилок минерального и древесного сырья для исходных материалов и продукции), ливневой канализации для сбора поверхностных сточных вод, шумопоглащающих экранов. В этой связи следует отметить, что с учетом положений Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
от 10 мая 2011 г. № 17 такой объект (площадка, находящаяся на арендуемой территорий) является объектом строительства, вид строительной деятельности реконструкция, для осуществления реконструкции обязательна разработка проектной документации.

Так, например, мобильные установки по производству продукции относятся к оборудованию. В случае, если субъектом хозяйствования на объектах осуществляется прием и хранение отходов, хранение продукции и т.д., в составе объекта производственного назначения они являются элементом производственно-технологического процесса и подлежат учету при разработке технологической части проекта.

На основании изложенного, эксплуатация объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов на выделенных или арендуемых земельных участках (площадках) с наземными складами для хранения отходов и (или) продукции, соответствующим оборудованием для использования (производства продукции), обезвреживания отходов без разработки проектной документации, государственной экологической экспертизы такой документации, ввода таких объектов в эксплуатацию является нарушением законодательства, в том числе законодательства об охране окружающей среды.

Изношенные шины, непригодные для их дальнейшего использования по прямому назначению, в соответствии с законодательством об обращении с отходами относятся ко вторичным материальным ресурсам (т.е. к отходам, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь).

В настоящее время в республике имеется ряд объектов по использованию изношенных шин, зарегистрированных в соответствующем реестре объектов по использованию отходов.

Отходы должны использоваться в соответствии с актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (статья 28 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»).

Таким образом, использование изношенных шин, покрышек и камер для целей, не установленных в технических нормативных правовых актах, является нарушением указанного требования Закона.

Кроме того сообщаем, что согласно Правилам благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087, работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории населенных пунктов осуществляются землепользователями за счет собственных средств в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и согласно законодательству об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, охране и использовании земель, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве, а также жилищному законодательству.

 

Женщина для сына собирается приобрести в Российской Федерации питона региуса (python regius) (королевский). Животное планируется содержать в квартире, в террариуме, сын будет осуществлять уход за ним.

Нужно ли регистрировать данное животное в Республике Беларусь согласно действующему законодательству?

Если да, то какой орган осуществляет данную процедуру?

Змея питон региус (королевский) относится к видам, являющихся образцами СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года (СИТЕС)).

Животные, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу или являющихся образцами СИТЕС (питон подпадает), подлежат обязательной регистрации в Республике Беларусь.

В соответствии с Законом «О животном мире», содержание и (или) разведение в неволе незарегистрированных диких животных, подлежащих регистрации, запрещаются.

Регистрация важна для учета редких и исчезающих видов животных, создания гуманных и благоприятных условий для их содержания, а также для обеспечения безопасности граждан.

Наиболее часто гражданами и юридическими лицами регистрируются пауки птицееды, трехцветный древолаз, удавы обыкновенные, питоны королевские, тигровые питоны. Реже регистрируются такие животные, как каймановый крокодил, козел винторогий, игуана обыкновенная, северный свинохвостый макак, колобус восточный, тигр амурский и другие.

Владельцы диких животных должны обеспечить условия их содержания, отвечающие требованиям, установленные постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 16. Требования предъявляются к количественным показателям (площадь, высота, глубина помещений), а также к условиям, обеспечивающим биологические, видовые, физиологические и индивидуальные потребности диких животных, и исключающим самопроизвольный выход диких животных из мест их содержания.

Выдача свидетельства о регистрации осуществляется Минприроды. Изучение условий содержания на местах с составлением соответствующего акта осуществляют сотрудники территориальных органов Минприроды.

В связи с этим Минприроды разъяснило следующее.

Согласно подп.20.1.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров от 17.02.2012 № 156, выдачу разрешения (свидетельства) на право бурения скважин для добычи твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых глубиной более 20 м осуществляет Госпромнадзор.

Разрешения (свидетельства) выдаются на основании установления у субъекта хозяйствования:

— в штате работников соответствующего профиля для выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) в области промышленной безопасности, для которых работа в данной организации является основным местом работы, а также документов, подтверждающих их квалификацию и проверку знаний;

— на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимых для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического оснащения, производственной базы (помещения, оборудование), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области промышленной безопасности;

— технической (технологической) документации, госстандартов и иных ТНПА, содержащих требования промышленной безопасности к выполнению отдельных видов работ (оказанию отдельных видов услуг), которые планирует выполнять (оказывать) субъект промышленной безопасности.

С более подробной информацией о выданных разрешениях (свидетельствах) можно ознакомиться на сайте Госпромнадзора.

В Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды поступают обращения жителей города Витебска по вопросу запаха нефтепродуктов в районе расположения мини-ТЭЦ ”Восточная“.  

В пределах своей компетенции Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды сообщает следующее.

По информации Филиала ”Витебские тепловые сети“ РУП ”Витебскэнерго“ мини-ТЭЦ ”Восточная“ работает в штатном режиме, в качестве топлива используется природный газ.

В период с 21.01.2020 по 29.01.2020 на мини-ТЭЦ ”Восточная“ происходила плановая приемка топочного мазута. Неприятный запах, который ощущали жители ближайших к мини-ТЭЦ районов города Витебска, может быть связан с процессом перелива мазута из цистерн в резервуары теплоэлектроцентрали.  

В период слива мазута лабораторией Филиала ”Витебские тепловые сети“ РУП ”Витебскэнерго“ проводились измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Аварийных ситуаций и превышений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не выявлено.

Также лабораторией Филиала ”Витебский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ выполнены измерения качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны – превышений не выявлено.

По данным мониторинга за состоянием атмосферного воздуха, который в городе Витебске проводится на 5 пунктах наблюдений, превышений предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ за январь 2020 года не зафиксировано. Наблюдается благополучная экологическая обстановка.

Витебской областной лабораторией аналитического контроля                       ГУ ”Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды“ проведены измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов мини-ТЭЦ ”Восточная“ Филиала ”Витебские тепловые сети“                         РУП ”Витебскэнерго“. Превышений нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не установлено.

 

Начальник отдела                                                             Ю.В.Королёв

Вопрос: можно ли подкармливать диких птиц в окружающей среде?

С наступлением осенних холодов в Витебский областной комитет и инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды традиционно начинают поступать многочисленные обращения о спасении птиц в зимний период. Чаще всего поступают обращения в отношение водоплавающих птиц, в частности – лебедей. Пытаясь «спасти» птиц люди активно их подкармливают.

Первоначально следует отметить, что все птицы – дикие животные, у которых на протяжении длительного времени происходила адаптация для выживания в различных условиях, выработался рацион питания.

Любое животное не станет жить там, где существуют дискомфортные условия обитания и отсутствует достаточная пищевая база.

К примеру – лебеди. Это птицы северных широт, у которых сформировались приспособления для проживания в условиях данного климата. Птица могут выдерживать довольно значительные «минусовые» температуры.

В рационе лебедей преобладают водные растения, черви, ракообразные и моллюски, которых и зимой на белорусских водоемах достаточно. Здоровая птица сама найдет себе еду. Если нет – сменит водоем. Лебедь может не есть несколько суток. В целях экономии энергии птицы могут ограничивать свои передвижения, из-за чего может сформироваться ложное мнение о том, что птица больная или ей плохо.

Подкармливая водоплавающих птиц люди больше приносят им вред, чем пользу. Птицы физиологически не могут усваивать ту или иную пищу, а иногда корм, который дают птицам вредно влияет на их организм. При наличии постоянной подкормки от людей и относительно непродолжительных и теплых зим птицы отказываются мигрировать. Подкармливая водоплавающих, мы отбиваем у них мотивацию к самостоятельному поиску пропитания, приучаем их к человеку.

Из этого следует, что в весенне-осенний период кормить птиц категорически запрещено. Подкармливать птиц с целью спасения следует только в экстремальные периоды зимовки – например, при резком снижении температуры (-15 градусов и ниже), а также при наличии у птиц физических повреждений, когда водоплавающие действительно могут оказаться на грани гибели.

Если все-таки возникает необходимость в подкормке птиц, то надо выбирать корм, наиболее схожий с их природным аналогом.

Так, наиболее подходящим кормом для многих певчих зерноядных птиц являются семена подсолнуха рапса, льна, арахис, для синиц – несоленое сало. Водоплавающим можно предложить слегка проваренный ячмень (перловку), сваренный в кожуре картофель, свежие овощи и фрукты.

Категорически нельзя давать в пищу соленую, жареную, острую, кислую, и тем более несвежую пищу. Запрещается кормить хлебом, особенно черным, давать кожуру бананов и цитрусовых.

При выборе корма необходимо посоветоваться со специалистом, чтобы не причинить вред диким животным.

Положение о порядке взаимодействия государственных органов при обнаружении (выявлении) больного, раненого, травмированного дикого животного

 

11 апреля 2019 года постановлением Совета Министров Республики  Беларусь № 237 утверждено Положение о порядке взаимодействия государственных органов, иных организаций при обнаружении (выявлении) больного, раненого, травмированного дикого животного, или которому грозит гибель в результате стихийных бедствий, или которое может представлять угрозу жизни и здоровью граждан.

Необходимость разработки и принятия указанного Положения была вызвана участившимися случаями встречи людей с дикими животными (медведь, рысь, лиса и др.).

Ежегодно в территориальные органы Минприроды поступают обращения от местных исполнительных и распорядительных органов, граждан, учреждений, объекты которых расположены в лесных массивах (санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря и др.) с просьбой незамедлительно принять меры в отношении дикого животного, которое зашло в населенный пункт либо находится в лесу возле санатория и представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, регулярно поступают обращения о необходимости оказания помощи больным и травмированным диким животным.

В целях всестороннего анализа существующей практики действий заинтересованных органов в подобных случаях и необходимости поиска решений возникающих проблем Минприроды вышло с инициативой о совершенствовании подходов в данном направлении.

В результате взаимодействия заинтересованных госорганов, ученых и общественных организаций и принято данное Положение, которое поможет не только своевременно и качественно оказывать помощь диким животным, но и обеспечить безопасность граждан.

Минприроды обращает внимание!  

Если Вы обнаружили дикое животное, которое терпит бедственное положение или угрожает Вашей жизни и здоровью незамедлительно сообщите об этом в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел или в дежурную службу районного отдела по чрезвычайным ситуациям.

Не пытайтесь самостоятельно оказать помощь животному. Вы подвергаете себя риску, животное может быть больно бешенством или иной заразной болезнью. Кроме того, раненое или больное животное испытывает сильнейший стресс. Своими действиями Вы можем усугубить ситуацию, принося дополнительное страдание животному. Доверьте эту работу специалистам.

В результате рассмотрения обращений установлено, что  предприятие размещается на  производственной площадке, расположенной в  г.п. Яновичи и специализируется на переработке полимерных материалов и пластмасс.

По степени воздействия на атмосферный воздух производственной площадки ЧУП ”ЭкоПолитех“ в  г.п. Яновичи  установлена  IV категория объекта воздействия.

Справочно. Наиболее значимые объекты воздействия на качество атмосферного воздуха относятся к IIII категории из Vвозможных.

Предприятие имеет специальное разрешение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, в части использования отходов 1-3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов.

Согласно Санитарным нормам и правилам ”Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду“, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 мая 2014 г. № 35, базовый размер санитарно-защитной зоны для предприятия выдерживается и составляет 100 метров.

Предприятием проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработан проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от действующих стационарных источников предприятия осуществляются на основании соответствующего разрешения. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников составляет 5,1859 т/год.

Витебской областной лабораторией аналитического контроля ГУ ”Республиканский центр аналитического контроля в области окружающей среды“ в ходе аналитического контроля за выбросами загрязняющих веществ от технологического оборудования предприятия  превышений нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ не установлено.

Согласно протоколу исследования атмосферного воздуха от 29.10.2015 г. № 419 лаборатории Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны концентрация веществ дибутилфталат, формальдегид, фенол и углерод оксид не превышает нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативов ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 186.

По результатам рассмотрения обращений оснований для приостановления (запрета) деятельности  ЧУП ”ЭкоПолитех“ не установлено.

Задать вопрос

Заполните обязательные поля

Сообщение успешно отправлено!