Приемная:
Пн-пт: 9.00-13.00,
14.00-18.00
Сб, вс: выходной
210029, г. Витебск,
ул. Правды, 26а
Вопрос: В настоящее время в реестре объектов по использованию зарегистрирован объект по использованию отработанных масляных фильтров (код отхода – 5492800), который ранее подлежал захоронению. Необходимо ли вносить изменения в разрешение на хранение и захоронение отходов производства?
Ответ: В случае регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении на хранение и захоронение отходов производства (далее – разрешение), от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в разрешение вносятся изменения в течение 30 календарных дней со дня регистрации объекта по использованию (пункт 15 Положения об основаниях, условиях, порядке выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818).
Кроме того, в связи с изменением перечня отходов производства, которые направляются на использование и захоронение, требуется разработка новой инструкции по обращению с отходами производства (пункт 21 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 «Об утверждении инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства»).
Вопрос: Каким образом осуществляется вывоз отходов производства на захоронение организациями, оказывающими услуги по перевозке таких отходов, без передачи права собственности на отходы?
Ответ: Захоронение отходов производства (далее – отходов) допускается при наличии у производителя отходов разрешения на хранение и захоронение отходов производства, за исключением случаев, предусмотренных Положением об основаниях, условиях, порядке выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (пункт 3).
Перевозка отходов производства с целью передачи на объект захоронения отходов осуществляется в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором (далее – договор) на оказание услуг по перевозке между производителем отходов и организацией, оказывающей такие услуги (далее – перевозчик), без перехода права собственности, а также в соответствии с заключенным договором между перевозчиком и субъектом хозяйствования, эксплуатирующим полигон, то есть собственником.
Аналогичным образом может осуществляться перевозка отходов без передачи права собственности посредством заключения трехстороннего договора между производителем, перевозчиком и собственником полигона.
В соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире»:
регистрации подлежат содержащиеся и (или) разведенные в неволе дикие животные (включая их потомство, достигшее возраста трех месяцев):
Не подлежат регистрации дикие животные, содержащиеся на объектах содержания и (или) разведения диких животных, на производственных объектах, на которых осуществляется производство осетровых видов рыб и (или) продукции из них, включая икру.
Владельцы диких животных обязаны в течение одного месяца со дня отлова или приобретения этих животных обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию таких животных, за регистрацией.
Владельцы потомства диких животных обязаны в пятидневный срок со дня достижения этим потомством возраста трех месяцев обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию таких животных, за регистрацией.
Основаниями для регистрации диких животных являются документы, предусмотренные законодательством об административных процедурах, представленные их владельцами в государственный орган, осуществляющий регистрацию таких животных, а также акт о соответствии условий содержания диких животных требованиям к их содержанию, установленным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, и акт о подтверждении факта рождения потомства диких животных в неволе (в случае регистрации разведенных в неволе диких животных), составленные территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с участием представителей Национальной академии наук Беларуси или иной научной организации, имеющей в штате специалистов-зоологов.
Регистрация диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, либо являющихся образцами СИТЕС, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Регистрация диких животных, отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на изъятие диких животных из среды их обитания, осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Факт регистрации диких животных, подлежащих регистрации, подтверждается свидетельством о регистрации диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе.
Регистрация диких животных осуществляется без взимания платы в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Содержание и (или) разведение в неволе незарегистрированных диких животных, подлежащих регистрации, запрещаются.
Справочно:
постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 № 16;
п. 6.13.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»;
положение о порядке и условиях регистрации диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе (включая их потомство, достигшее возраста трех месяцев), относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, либо являющихся образцами СИТЕС, а также диких животных, отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на изъятие диких животных из среды их обитания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2008 г. № 126 ;
п. 16.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».
Вопрос: можно ли кормить диких птиц зимой?
С наступлением холодов в Витебский областной комитет и инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды традиционно начинают поступать многочисленные обращения о спасении птиц в зимний период. Чаще всего поступают обращения в отношение водоплавающих птиц, в частности – лебедей. Пытаясь «спасти» пернатых друзей люди начинают активно их подкармливать.
Первоначально следует отметить, что все птицы – дикие животные, у которых на протяжении длительного времени происходила адаптация для выживания в различных условиях, выработался рацион питания.
Любое животное не станет жить там, где существуют дискомфортные условия обитания и отсутствует достаточная пищевая база.
К примеру – лебеди. Это птицы северных широт, у которых сформировались приспособления для проживания в условиях данного климата. Птица может выдерживать довольно значительные «минусовые» температуры. В рационе лебедей преобладают водные растения, черви, ракообразные и моллюски, которых и зимой на белорусских водоемах достаточно. Здоровая птица сама найдет себе еду. Если нет – сменит водоем. Лебедь может не есть несколько суток. В целях экономии энергии птицы могут ограничивать свои передвижения, из-за чего может сформироваться ложное мнение о том, что птица больная или ей плохо.
Подкармливая водоплавающих птиц люди больше приносят им вред, чем пользу. Птицы физиологически не могут усваивать ту или иную пищу, а иногда корм, который дают птицам вредно влияет на их организм. При наличии постоянной подкормки от людей и относительно непродолжительных и теплых зим птицы отказываются мигрировать. Подкармливая водоплавающих, мы отбиваем у них мотивацию к самостоятельному поиску пропитания, приучаем их к человеку.
Из этого следует, что в весенне-осенний период кормить птиц категорически запрещено. Подкармливать птиц с целью спасения следует только в экстремальные периоды зимовки – например, при резком снижении температуры (-15 градусов и ниже), а также при наличии у птиц физических повреждений, когда водоплавающие действительно могут оказаться на грани гибели.
Если все-таки возникает необходимость в подкормке птиц, то надо выбирать корм, наиболее схожий с их природным аналогом.
Так, наиболее подходящим кормом для многих певчих зерноядных птиц являются семена подсолнуха рапса, льна, арахис, для синиц – несоленое сало. Водоплавающим можно предложить слегка проваренный ячмень (перловку), сваренный в кожуре картофель, свежие овощи и фрукты.
Категорически нельзя давать в пищу соленую, жареную, острую, кислую, и тем более несвежую пищу. Запрещается кормить хлебом, особенно черным, давать кожуру бананов и цитрусовых.
При выборе корма необходимо посоветоваться со специалистом, чтобы не причинить вред диким животным.
Ответ: Согласно пунктам 6, 7 Закона Республики Беларусь «Об обрушении с отходами»:
отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, регулируются законодательством в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются актами Президента Республики Беларусь и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2024 г. № 93, координацию деятельности, в том числе юридических лиц, в области обращения с металлоломом осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь.
Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минпроды), лом и отходы черных и цветных металлов не включается в документы, наличие которых предусмотрено законодательством об обращении с отходами (в том числе в акт инвентаризации отходов производства, инструкцию по обращению с отходами производства, формы ПОД-9 и ПОД-10).
В форме государственной статистической отчетности 1- отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», металлолом также не указывается, за исключением отработанных свинцовых аккумуляторов.
В настоящее время, Минприроды предложен перечень конкретных видов отходов, относящихся к металлолому, в соответствии общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», который содержит отходы металлов четвертого класса опасности и виды неопасных отходов («чистых» металлов). А также, внесены предложения не относить к металлолому отходы 1-3 классов опасности.
Ответ: Согласно пункту 8 Правил разработки, утверждения, государственной регистрации, изменения и отмены технических условий, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.07.2017 № 57 (ред. от 26.04.2024), юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель могут не разрабатывать самостоятельно технические условия, а применять копии технических условий со всеми извещениями об их изменении, заверенные юридическими лицами Республики Беларусь или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими.
Ответ: Нет.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 33 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон) при эксплуатации объектов захоронения отходов не допускается использование для изоляции слоев отходов органических отходов.
Вместе с тем, согласно части второй пункта 2 статьи 33 Закона, при эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов разрешается использовать отходы (смет) от уборки территорий (за исключением территорий промышленных предприятий) для изоляции слоев отходов согласно техническому кодексу установившейся практики.
Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, допускается использование органической части отходов на полигонах, введенных в эксплуатацию до 2020 года. Использование отходов предусмотрено в местах для компостирования, расположенных в производственной зоне полигона, при наличии технических условий на продукцию, полученную с применением отходов.
В настоящее время ведется работа по изменению технического кодекса установившейся практики ТКП 17.11-02-2024 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов» (далее – ТКП) в части урегулирования вопроса использования отходов (смета) от уборки территорий для изоляции отходов на полигонах, в частности внесение дополнений в ТКП по использованию отходов, принимаемых на полигоны для использования в качестве изолирующего материала отходы (смет) от уборки территории промышленных предприятий и организаций, за исключением отходов (смета) от уборки территорий промышленных предприятий – предприятий, у которых в результате технологических процессов производства товаров (продукции) образуются и высокоопасные отходы (отходы 1-2 классов опасности).
Ответ: В настоящее время государственным предприятием «Бел НИЦ «Экология» ведется работа по изменению (пересмотру) ОКРБ, в том числе в части его дополнения новыми сведениями о степени и классе опасности отходов на основании полученных субъектами хозяйствования заключений («отходов электрического и электронного оборудования» и др.).
Согласно разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, до изменения (пересмотра) ОКРБ, при наличии у субъекта хозяйствования, принимающего на использование «отходы электрического и электронного оборудования», заключения, полученного до вступления в силу новой редакции Закона (до 06.10.2024), возможно применить такого заключение на «отходы электрического и электронного оборудования», образовавшиеся в результате идентичного технологического процесса (источника) у субъекта хозяйствования, который передает такие отходы на использование субъекту хозяйствования.
Ответ: В подпунктах 1.6, 1.8, 1.12 пункта 1, подпункту 2.1 пункта 2 статьи 19 и пункту 1 статьи 34 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» применяется подстрочное примечание «*», согласно которому к субъектам хозяйствования, осуществляющих обращение с отходами, требования не распространяются, в том числе, на микроорганизации, за исключением микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.
При этом, в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее – Закон № 365-З), вступившего в силу 01.10.2024, понятие «микроорганизации» из законодательства исключается.
В настоящее время ведется работа по приведению природоохранного законодательства в соответствие с Законом № 365-З, в части исключения применения термина «микроорганизации».
Согласно части первой статьи 19 Закона № 365-З, если иное не предусмотрено частью второй данной статьи, к деятельности коммерческих организаций, включенных в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием средней численности работников за календарный год до 50 человек включительно.
С учетом статьи 19 Закона № 365-З до приведения законодательства об обращении с отходами в соответствие, требования подпунктов 1.6, 1.8, 1.12 пункта 1, подпункта 2.1 пункта 2 статьи 19 и пункта 1 статьи 34 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» не распространяются (вместо «микроорганизаций») на коммерческие организации, включенные в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием средней численности работников за календарный год до 50 человек включительно, за исключением таких организаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.
ВОПРОС: Нужно ли разрешение на удаление деревьев на земельных участках граждан?
Согласно ст. 5, 6 Закона Республики Беларусь ”О растительном мире“ объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, являются собственностью этих граждан и к ним не применяются положения данного Закона, в том числе относительно оснований и порядка удаления объектов растительного мира. Разрешительная документация на удаление объекта растительного мира в данном случае не требуется.
ВОПРОС: Законно ли разрушать гнезда птиц?
Ответ: в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь ”О животном мире“, распространение и численность птиц, которые ухудшают санитарное и эстетическое состояние населенных пунктов, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строений и сооружений либо причиняют беспокойство жителям населенных пунктов, разрешается регулировать путем разрушения в период с 15 августа по 15 февраля гнезд птиц, расположенных на насаждениях в населенных пунктах, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строениях и сооружениях.
С 16 февраля по 14 августа разрушение гнезд птиц запрещено и влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и другими законными актами.
Статьей 16.23. Кодекса за незаконное разрушение гнезд птиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностное или физическое лицо в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до пятисот базовых величин. Кроме того, при незаконном разрушении гнезд птиц возмещается вред, причиненный окружающей среде.
Наблюдения за состоянием поверхностных вод реки Западная Двина проводятся в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды. Контроль за качеством сточных вод, сбрасываемых в реку, осуществляется постоянно.
По данным мониторинга поверхностных вод на контролируемых участках реки Западная Двина в черте г. Витебска качество воды находится в пределах установленных нормативов качества поверхностных водных объектов.
Вместе с тем, в определённые периоды на поверхности реки в черте г.Витебска наблюдаются следы пены, которые образуются в месте сброса воды с плотины Витебской гидроэлектростанции, выше по течению реки от плотины образование пены на поверхности воды не наблюдается.
Пенообразование при сбросе воды с плотины гидроэлектростанции присутствует всегда, причинами, влияющими на устойчивость пены и её дальнейшее распространение ниже по течению реки, является сочетание ряда факторов.
Существуют три причины образования пены в естественных водоёмах:
Основная причина вспенивания воды в створе ГЭС – падение больших её масс со значительной высоты, та картина, которую мы наблюдаем в фарватере реки непосредственно за плотиной, объясняется именно этим.
О биологическом и химическом загрязнении водоёма можно говорить на основании результатов лабораторных исследований проб воды.
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования о разъяснении вопросов классификации отходов, в частности смешанных отходов строительства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) сообщает следующее.
Правовые основы обращения с отходами определены Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон), который направлен, помимо прочего,
на предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан и имущество.
Отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таких количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия, являются опасные отходами (пункт 18 статьи 1 Закона).
Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от степени опасности на опасные отходы и неопасные отходы. Опасные отходы классифицируются по классам опасности:
1-ый класс опасности – чрезвычайно опасные;
2-ой класс опасности – высокоопасные;
3-ий класс опасности – умеренно опасные;
4-ый класс опасности – малоопасные (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 2 статьи 15 Закона).
Обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов является одним из основных принципов в области обращения с отходами
(абзац второй статьи 4 Закона).
Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность) и иных опасных свойств отходов (пункт 4 статьи 16 Закона).
Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов (часть четвертая пункта 5 статьи 16 Закона).
При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов (пункт 6 статьи 16 Закона).
Так, в частности, по результатам исследований опасных свойств
«смешанных отходов строительства», соответствующих коду 3991300 классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь
(в настоящее время – общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный и введенный в действие постановлением Минприроды от 9 сентября 2019 г. № 3-Т (начиная с 09.12.2019), ранее – классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Минприроды от 8 ноября 2007 г. № 85 (до 09.12.2019)), исходя из наиболее высокого класса опасности для них был установлен 4-ый класс опасности (в 2009 году).
Таким образом, усматривается, что в составе «смешанных отходов строительства» 4-ого класса опасности (код 3991300) не должно содержаться веществ (предметов), относящихся к отходам 1 – 3-го классов опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным отходам).
Справочно:
Определение наименований образующихся отходов производства и их кодов в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» (далее – ОКРБ) по источникам их образования осуществляется субъектами хозяйствования, определенными законодательными актами и осуществляющими обращение с отходами, самостоятельно в рамках проведения инвентаризации отходов производства. На этапе инвентаризационного обследования производится, помимо прочего, определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами (пункты 3 и 13 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды от 29 февраля 2008 г. № 17).
Основные правила идентификации отходов по ОКРБ установлены в разделе 4 ОКРБ.
Для идентификации отходов необходимо последовательно выбрать блок, раздел в соответствующем блоке и подгруппу в соответствующей группе отходов, и затем выбрать вид отходов. Отнесение отходов к блоку, разделу, группе, подгруппе и виду осуществляется исходя из названия блока, названия раздела, названия группы и вида отходов.
Одним из правил идентификации отходов в пределах подгруппы является то, что если нельзя определить вид отходов в пределах подгруппы, то выбирается вид отходов со словами «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу». При отнесении отхода к виду отходов со словами «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу» субъект, осуществляющий идентификацию отходов, вправе вместо слов «Прочие отходы производства, не вошедшие в группу»
дать свое наименование отходов, но использовать код отхода, указанный
для наименования отхода, со словами «Прочие отходы производства,
не вошедшие в группу».
Вещества (предметы, материалы), которые фактически представляется возможным извлечь, разделить на виды и отнести к иным конкретным видам отходов, не должны входить в состав «смешанных отходов строительства» (код 3991300).
На основании изложенного, образующиеся отходы строительства следует относить (классифицировать, идентифицировать) к «смешанным отходам строительства» 4-ого класса опасности, соответствующим
коду 3991300 ОКРБ, в случае, если в их составе не содержатся
отходы 1 – 3-го классов опасности и отходы, которые могут быть извлечены из их состава и отнесены к иным конкретным видам отходов.
В целях развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет).
С целью более четкого понимания норм Декрета Минприроды были разработаны и 19.01.2018 утверждены в части, относящейся к его компетенции, Методические рекомендации по применению норм Декрета (далее – Рекомендации). Рекомендации размещены в общем доступе на официальном сайте Минприроды в разделе «Реализация положений Декрета № 7» (ссылка: http://minpriroda.gov.by/ru/7/).
Согласно Рекомендациям (подраздел 1 раздела 2) с 26.02.2018 индивидуальные предприниматели и микроорганизации (в том числе те, которые не включены в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом), освобождаются от обязанности:
назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
разрабатывать (утверждать) инструкции по обращению с отходами производства;
разрабатывать (утверждать) нормативы образования отходов производства;
вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.
Таким образом, индивидуальные предприниматели и микроорганизации в целом освобождаются от указанных обязанностей при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами.
Справочно: Нормы Декрета были реализованы в Законе Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З).
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов.
Хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов (пункт 1 статьи 25 Закона).
Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.
Таким образом, если индивидуальные предприниматели и микроорганизации, являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, ими должно быть обеспечено хранение отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, в санкционированных местах хранения отходов, которые указываются в инструкциях по обращению с отходами производства.
На основании изложенного, усматривается, что не требуется разработка (утверждение) инструкций по обращению с отходами производства индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями, осуществляющими обращение с отходами, за исключением тех, которые являются собственниками и (или) осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, в том числе принимающих на использование и (или) обезвреживание отходы от сторонних субъектов хозяйствования.
Кроме того, необходимо отметить, что на основании требований Закона (пункты 6, 16 статьи 1 и пункт 3 статьи 28) использование отходов для производства продукции и (или) энергии (электрической, тепловой) должно осуществляться на объектах производственного назначения, представляющих сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов.
Создание данных объектов возможно либо возведением («новое строительство»), либо реконструкцией иных объектов, с целью их дальнейшего использования по новому назначению.
Согласно требованиям законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности для возведения и реконструкции объектов требуется разработка проектной документации, включающей, в том числе, разделы «Технологические решения» и «Охрана окружающей среды».
Согласно части первой статьи 34 Закона Республики Беларусь
от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» при разработке проектов строительства, реконструкции, консервации, демонтажа и сноса зданий, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы обращения с отходами, применяться наилучшие доступные технические методы, ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и их воспроизводству.
Для объектов по использованию отходов в проектной документации необходимо, в том числе, предусматривать решения по устройству наземных складов для сырья (отходов) и продукции, по размещению и безопасному функционированию оборудования (пылеподавление, шумоизоляция, расстояние до жилья), по устройству твёрдых покрытий, очистке дождевых сточных вод, по инженерным коммуникациям, движению транспорта.
Если на данных объектах планируется к использованию мобильные установки, то они должны быть учтены при разработке технологической части проекта, так как являются оборудованием, используемом в производственно-технологическом процессе.
Согласно требованиям статей 5 и 7 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» для объектов, на которых осуществляется использование отходов, должна быть проведена оценка воздействия на окружающую среду, а предпроектная и проектная документация на их возведение и реконструкцию подлежит государственной экологической экспертизе.
Также, согласно Закону (пункты 15 и 16) к объектам по использованию, объектам обезвреживания отходов относятся сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования, обезвреживания отходов соответственно.
Таким образом, исходя из определений терминов (понятий) «объект по использованию отходов» и «объект обезвреживания отходов» такими объектами, помимо изложенного, могут, в том числе, являться установки, предназначенные для использования или обезвреживания отходов, без наличия сооружений (комплекса сооружений). Вместе с тем, такими объектами фактически не может осуществляться прием отходов и их хранение. Использование подобных установок (объектов по использованию отходов) должно быть предусмотрено в проектной документации.
Согласно разъяснениям Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г.
№ 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» установлены следующие определения:
объект строительства – это одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы;
реконструкция объекта строительства – совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них.
Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 17 установлен перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности.
Учитывая, что если субъект хозяйствования планирует осуществлять (осуществляет) свою хозяйственную деятельность на арендуемой территории, используя здания и сооружения, предназначенные для иных целей (а именно, по новому назначению), то такая хозяйственная деятельность требует выполнения проектных и строительных работ по реконструкции территории объекта производственного назначения с возведением наземного склада хранения навалочных грузов
(для обеспечения функционирования дробилок минерального и древесного сырья для исходных материалов и продукции), ливневой канализации для сбора поверхностных сточных вод, шумопоглащающих экранов. В этой связи следует отметить, что с учетом положений Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
от 10 мая 2011 г. № 17 такой объект (площадка, находящаяся на арендуемой территорий) является объектом строительства, вид строительной деятельности – реконструкция, для осуществления реконструкции обязательна разработка проектной документации.
Так, например, мобильные установки по производству продукции относятся к оборудованию. В случае, если субъектом хозяйствования на объектах осуществляется прием и хранение отходов, хранение продукции и т.д., в составе объекта производственного назначения они являются элементом производственно-технологического процесса и подлежат учету при разработке технологической части проекта.
На основании изложенного, эксплуатация объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов на выделенных или арендуемых земельных участках (площадках) с наземными складами для хранения отходов и (или) продукции, соответствующим оборудованием для использования (производства продукции), обезвреживания отходов без разработки проектной документации, государственной экологической экспертизы такой документации, ввода таких объектов в эксплуатацию является нарушением законодательства, в том числе законодательства об охране окружающей среды.
Изношенные шины, непригодные для их дальнейшего использования по прямому назначению, в соответствии с законодательством об обращении с отходами относятся ко вторичным материальным ресурсам (т.е. к отходам, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь).
В настоящее время в республике имеется ряд объектов по использованию изношенных шин, зарегистрированных в соответствующем реестре объектов по использованию отходов.
Отходы должны использоваться в соответствии с актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (статья 28 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»).
Таким образом, использование изношенных шин, покрышек и камер для целей, не установленных в технических нормативных правовых актах, является нарушением указанного требования Закона.
Кроме того сообщаем, что согласно Правилам благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087, работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории населенных пунктов осуществляются землепользователями за счет собственных средств в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и согласно законодательству об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, охране и использовании земель, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве, а также жилищному законодательству.
Женщина для сына собирается приобрести в Российской Федерации питона региуса (python regius) (королевский). Животное планируется содержать в квартире, в террариуме, сын будет осуществлять уход за ним.
Нужно ли регистрировать данное животное в Республике Беларусь согласно действующему законодательству?
Если да, то какой орган осуществляет данную процедуру?
Змея питон региус (королевский) относится к видам, являющихся образцами СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года (СИТЕС)).
Животные, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу или являющихся образцами СИТЕС (питон подпадает), подлежат обязательной регистрации в Республике Беларусь.
В соответствии с Законом «О животном мире», содержание и (или) разведение в неволе незарегистрированных диких животных, подлежащих регистрации, запрещаются.
Регистрация важна для учета редких и исчезающих видов животных, создания гуманных и благоприятных условий для их содержания, а также для обеспечения безопасности граждан.
Наиболее часто гражданами и юридическими лицами регистрируются пауки птицееды, трехцветный древолаз, удавы обыкновенные, питоны королевские, тигровые питоны. Реже регистрируются такие животные, как каймановый крокодил, козел винторогий, игуана обыкновенная, северный свинохвостый макак, колобус восточный, тигр амурский и другие.
Владельцы диких животных должны обеспечить условия их содержания, отвечающие требованиям, установленные постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 16. Требования предъявляются к количественным показателям (площадь, высота, глубина помещений), а также к условиям, обеспечивающим биологические, видовые, физиологические и индивидуальные потребности диких животных, и исключающим самопроизвольный выход диких животных из мест их содержания.
Выдача свидетельства о регистрации осуществляется Минприроды. Изучение условий содержания на местах с составлением соответствующего акта осуществляют сотрудники территориальных органов Минприроды.
В связи с этим Минприроды разъяснило следующее.
Согласно подп.20.1.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров от 17.02.2012 № 156, выдачу разрешения (свидетельства) на право бурения скважин для добычи твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых глубиной более 20 м осуществляет Госпромнадзор.
Разрешения (свидетельства) выдаются на основании установления у субъекта хозяйствования:
— в штате работников соответствующего профиля для выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) в области промышленной безопасности, для которых работа в данной организации является основным местом работы, а также документов, подтверждающих их квалификацию и проверку знаний;
— на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимых для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического оснащения, производственной базы (помещения, оборудование), соответствующих обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области промышленной безопасности;
— технической (технологической) документации, госстандартов и иных ТНПА, содержащих требования промышленной безопасности к выполнению отдельных видов работ (оказанию отдельных видов услуг), которые планирует выполнять (оказывать) субъект промышленной безопасности.
С более подробной информацией о выданных разрешениях (свидетельствах) можно ознакомиться на сайте Госпромнадзора.