Голосование

Как Вы оцениваете работу Витебского областного комитета и инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды по осуществлению административных процедур?
  Удовлетворительная
  Неудовлетворительная
Главная  //  Вопрос-ответ

Вопрос-ответ

В связи с неоднократным поступлением обращений граждан по вопросу образования пены на реке Западная Двина, Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды поясняет следующее.

Река Западная Двина по существующей классификации относится к большим рекам и является трансграничным водотоком. Наблюдения за состоянием поверхностных вод реки Западная Двина проводятся в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды, в том числе локального мониторинга. Постоянно осуществляется контроль за качеством сточных вод, сбрасываемых в водоток.

По данным мониторинга поверхностных вод на контролируемых участках реки Западная Двина в черте г. Витебска качество воды находится в пределах установленных нормативов качества поверхностных водных объектов.

Вместе с тем, в последнее время на поверхности реки в черте г.Витебска наблюдаются следы пены. В ходе обследования реки Западная Двина установлено, что пена образуется на плотине Витебской ГЭС, где проводятся испытания гидроузла. Из-за мощного потока воды с турбин на поверхности реки образуются пенные шапки, которые при нулевых температурах замерзают. Выше по течению реки от плотины образование пены на поверхности воды не наблюдается.

Как, правило, при падении с высоты вода разбрызгивается и насыщается кислородом. Высокая насыщенность воды газом усиливает образование пены. Пенообразование всегда сопутствует работе водосброса на гидроэлектростанциях. Возникновение пены на поверхности воды не опасно и не несет дальнейших последствий, вода через некоторое время приходит в свое нормальное состояние.

В связи с неоднократным поступлением обращений от граждан г.п. Яновичи Витебского района по вопросу деятельности частного производственно-торгового унитарного предприятия ”ЭкоПолитех“ (далее – предприятие) Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды поясняет следующее.

В результате рассмотрения обращений установлено, что  предприятие размещается на  производственной площадке, расположенной в  г.п. Яновичи и специализируется на переработке полимерных материалов и пластмасс.

По степени воздействия на атмосферный воздух производственной площадки ЧУП ”ЭкоПолитех“ в  г.п. Яновичи  установлена  IV категория объекта воздействия.

Справочно. Наиболее значимые объекты воздействия на качество атмосферного воздуха относятся к I-III категории из V возможных.

 Предприятие имеет специальное разрешение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, в части использования отходов 1-3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов.

Согласно Санитарным нормам и правилам ”Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду“, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 мая 2014 г. № 35, базовый размер санитарно-защитной зоны для предприятия выдерживается и составляет 100 метров.

Предприятием проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработан проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от действующих стационарных источников предприятия осуществляются на основании соответствующего разрешения. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников составляет 5,1859 т/год.

Витебской областной лабораторией аналитического контроля ГУ ”Республиканский центр аналитического контроля в области окружающей среды“ в ходе аналитического контроля за выбросами загрязняющих веществ от технологического оборудования предприятия  превышений нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ не установлено.

Согласно протоколу исследования атмосферного воздуха от 29.10.2015 г. № 419 лаборатории Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны концентрация веществ дибутилфталат, формальдегид, фенол и углерод оксид не превышает нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативов ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 186.

По результатам рассмотрения обращений оснований для приостановления (запрета) деятельности  ЧУП ”ЭкоПолитех“ не установлено.

В  связи с поступлением обращений от граждан  по вопросу качества атмосферного воздуха г. Полоцка Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах своей компетенции  поясняет следующее.

Полоцкий регион, включающий город Новополоцк характеризуется многоотраслевой структурой промышленности и является одним из основных центров нефтепереработки в Республике Беларусь. Функционирование мощного нефтехимического комплекса обуславливает лидирующую позицию региона в стране по объему валовых выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников предприятий.

Контроль за состоянием атмосферного воздуха г. Полоцка осуществляет Новополоцкая комплексная экологическая лаборатория ГУ ”Витебский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ (далее - ГУ Витебскоблгидромет“) на 2-х стационарных постах по 11-и основным и специфическим загрязняющим веществам. На посту № 7 по ул. Кульнева мониторинг осуществляется круглосуточно в автоматическом режиме с передачей данных в информационно-аналитический центр г. Минска.

По данным ГУ ”Витебскоблгидромет“, в сентябре 2016 года в г. Полоцке высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха не обнаружено. Средние за месяц концентрации твердых частиц (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль), оксида углерода, диоксида азота, фенола, формальдегида, сероводорода, аммиака и фторида водорода находились в пределах (0,1-0,5) ПДК, а диоксида серы была ниже установленного норматива.

По сравнению с предыдущим месяцем отмечено снижение загрязненности воздуха диоксидом серы, диоксидом азота и зафиксирован рост концентрации твердых частиц (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль), формальдегида. Содержание в воздухе других контролируемых загрязняющих веществ существенно не изменилось.

В г. Новополоцке в сентябре по данным замеров на станциях с дискретным режимом отбора повышенный уровень загрязнения выявлен по ул. Молодежной, д. 135 и д. 158. Превышения норматива качества зафиксированы в четырех пробах твердых частиц - (1,2-1,3) ПДК, фенола- (1,2-1,5) ПДК.

Средние за месяц концентрации окиси углерода, диоксида азота, твердых частиц (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль), фенола, формальдегида и сероводорода находились в пределах (0,1-0,5) ПДК, а диоксида серы, аммиака, свинца и кадмия были ниже установленных нормативов качества. По сравнению с предыдущим месяцем отмечено снижение загрязненности воздуха диоксидом серы, диоксидом азота и рост концентрации твердых частиц (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль), фенола и формальдегида. Содержание в воздухе других контролируемых загрязняющих веществ существенно не изменилось.

Ведомственными службами промышленных предприятий г. Новополоцка и г. Полоцка в 2016 году нарушений по качеству воздуха на границах своих санитарно-защитных зон не установлено.

ГУ ”Витебскоблгидромет“ ежедневно составлялся прогноз уровней загрязнения воздуха на сутки. Для регулирования выбросов вредных веществ в атмосферу в период с неблагоприятными метеоусловиями направлены предупреждения о возможном увеличении уровня загрязнения воздуха для ОАО ”Полоцк-Стекловолокно“, для ОАО ”Нафтан“ и завода ”Полимир“ ОАО ”Нафтан“.

Вместе с тем, 18.06.2016 года на заводе ”Полимир“ ОАО ”Нафтан“ произошла вспышка газо-воздушной смеси с последующим факельным горением продуктов разделения пиролизного газа на колонне газораспределения производства полиэтилена.16.10.2016 года на заводе ”Полимир“ ОАО ”Нафтан“ возникло факельное горение полимеров этилена из трубопровода на кровле корпуса грануляции полиэтилена. На автоматических и стационарных станциях Новополоцкой комплексной экологической лаборатории ГУ ”Витебскоблгидромет“ в атмосферном воздухе г. Новополоцка и г. Полоцка превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ 18.06.2016 года и 16.10.2016 года не зарегистрировано. По данным инцидентам созданы комиссии по техническому расследованию причин чрезвычайных происшествий на заводе ”Полимир“ ОАО ”Нафтан“.

За нарушение требования экологической безопасности ОАО ”Нафтан“ привлечено к административной ответственности.


В связи с неоднократным поступлением обращений граждан по вопросу разрушения гнезд птиц, Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды поясняет следующее.

Распространение и численность птиц, которые ухудшают санитарное и эстетическое состояние населенных пунктов, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строений и сооружений либо причиняют беспокойство жителям населенных пунктов, разрешается регулировать путем разрушения в период с 15 августа по 15 февраля гнезд птиц, расположенных на насаждениях в населенных пунктах, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строениях и сооружениях.

С 16 февраля по 14 августа разрушение гнезд птиц запрещено и влечет административную ответственность.

Статьей 15.32. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за незаконное разрушение гнезд птиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностное или физическое лицо в размере до 30 базовых величин, индивидуального предпринимателя – от 10 до 100 базовых величин, юридическое лицо – от 20 до 500 базовых величин.

Кроме того, при незаконном разрушении гнезд птиц возмещается вред, причиненный окружающей среде, который определяется по таксам, приведенным в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 ”О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими“.

Вопрос об эксплуатации очистных сооружений ОАО ”Поставский молочный завод“.

Витебским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды рассмотрено обращение гражданки Соболевой О.Ч. поступившее на сайт Минприроды по вопросу эксплуатации  очистных сооружений  ОАО ”Поставский молочный завод“.
По заданию облкомитета сотрудниками Поставской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды было проведено дополнительное обследование очистных сооружений ОАО ”Поставский молочный завод“. Факты, изложенные в обращении, действительно имеют место при переносе воздушных масс южного и юго-восточного направления, так как очистные сооружения, построенные в 1963 г., размещены  в двух километрах на юго-восток от г. Поставы.   Данные очистные сооружения, состоящие из песколовки, двухярусного отстойника, иловых площадок, биологических прудов в силу физического и морального износа не обеспечивают качественную очистку стоков.
РУП ”Институт мясо-молочной промышленности“ разработан проект ”Строительство очистных сооружений сточных вод ОАО ”Поставский молочный завод“ (первый пусковой комплекс), заключение вневедомственной экспертизы №182-2/10 от 05.03.2010 г.
Первым пусковым комплексом предусмотрено строительство очистных сооружений, подъездной дороги, канализационной насосной станции, снабжение очистных сооружений электроэнергией, прокладка напорных трубопроводов очищенных сточных вод.
Вторым пусковым комплексом предусмотрено строительство напорных трубопроводов очищенных сточных вод от точки врезки до существующих биопрудов завода. Проектная производительность очистных сооружений  450 м3/сут. со сбросом на существующие биологические пруды и далее в реку Мяделка.
В августе 2010г. начато строительство новых очистных сооружений. В настоящее время генподрядной организацией ДКУАСП ”Рассвет Поставский“ ведутся строительные работы по монтажу бетонных плит резервуаров и замена существующего канализационного коллектора.
Строительно-монтажные работы по первому пусковому комплексу планируется завершить в сентябре 2011 г. Данный объект включен в областные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Витебской области на 2011-2015 гг.
Ввод в действие  очистных сооружений ОАО ”Поставский молочный завод“ в 2012 году позволит решить вопрос эффективной очистки специфических сточных вод и улучшить экологическую обстановку в г.Поставы.

ИНФОРМАЦИЯ по вопросам, наиболее часто поднимаемым в обращениях граждан и юридических лиц

Наибольшее количество обращений, поступающих в Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – комитет) и его территориальные органы, связано с наведением порядка на земле, в том числе вырубке деревьев и других зеленых насаждений (в 2012 году - 44 процента от общего числа поступивших обращений, 1 квартал 2013 года – 49 процентов).

В связи с  этим комитет поясняет следующее.

27 ноября 2011 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 года № 260 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обращения с объектами растительного мира» (далее – Закон). Так, в статье 37 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» установлены случаи, при которых допускается удаление, пересадка объектов растительного мира: при размещении или реконструкции зданий, сооружений; при предоставлении земельных участков для ведения сельского хозяйства, личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства или огородничества; если объекты растительного мира препятствуют законной эксплуатации зданий, сооружений; если объекты растительного мира находятся в ненадлежащем (аварийном) состоянии; при ликвидации аварийных ситуаций, либо других неотложных работ, а также в иных случаях, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с  Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Следует отметить, что удаление объектов растительного мира в населенных пунктах допускается только в случае, когда невозможна их пересадка.

В случае удаления, пересадки объектов растительного мира должны осуществляться либо компенсационные посадки, либо компенсационные выплаты стоимости указанных объектов в местный бюджет. Компенсационные выплаты в дальнейшем используются на озеленение, воспроизводство объектов растительного мира и другие мероприятия, направленные на охрану и защиту объектов растительного мира.

Установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на удаление либо пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах: если указанные объекты расположены в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международных организаций; если указанные объекты расположены в границах земельных участков, предоставленным гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства; если указанные объекты культивируются в целях получения продукции растениеводства; древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях лесного фонда.

Также не требуется получение разрешения на удаление сухих, поврежденных ветвей и сучьев зеленых насаждений в соответствии с правилами озеленения и нормативами в этой области.

Во всех остальных случаях в соответствии с требованиями Закона и постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 3 ноября 2011 № 46 «О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира» для получения разрешения на удаление, пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах следует обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением. При местных исполнительных и распорядительных органах созданы комиссии по рассмотрению указанных вопросов, а также определены уполномоченные организации (юридические лица) на проведение обследований с последующим заключением о состоянии объектов растительного мира.

В рамках процедуры выдачи данных разрешений в населенных пунктах местный исполнительный и распорядительный орган   проводит информирование общественности о планируемом удалении, пересадке объектов растительного мира.
 
Лапаткина Т.Н.

Вопрос выдачи разрешения на использование деревянных шпал для топливных нужд

В конце марта 2011 года в Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды по электронной почте обратился индивидуальный предприниматель из г. Новополоцка по вопросу выдачи разрешения на использование деревянных шпал для топливных нужд.

Витебский областной комитет рассмотрел данной обращение и направил ответ о том, что деревянные шпалы, выработавшие свой ресурс и непригодные для укладки в железнодорожные пути, для предприятий и организаций являются отходами производства. Согласно классификатору отходов, образующихся в Республики Беларусь, «Шпалы деревянные» код 1720700 относятся к отходам 3 класса опасности.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по использованию (обезвреживанию) отходов 3 класса опасности подлежит лицензированию. Лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (г.Минск, ул.Коллекторная, 10).

Порядок получения лицензии определен главой 22 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1.09.2010 № 450.

При условии получения лицензии на деятельность, связанную с использованием, обезвреживанием отходов 3 класса опасности, и в соответствии с требованиями Технических условий ТУ ВY 400057727.001-2006 «Шпалы деревянные для топливных нужд», допускается использовать «Шпалы деревянные» в качестве топлива для выработки тепловой энергии в тепловых установках, размещенных от границ жилой застройки на расстоянии не менее 100 метров.

В связи с неоднократным поступлением обращений граждан по вопросу состояния озера Лукомское Чашникского района комитет поясняет следующее

Результаты экологического мониторинга свидетельствуют о том, что экосистема водоема-охладителя Лукомольской ГРЭС в последние годы изменилась вследствие мощного антропогенного влияния, основными факторами которого являются тепловое загрязнение и дополнительное поступление так называемых биогенных веществ (соединений азота и фосфора). На изменения также воздействуют и участившиеся природно-климатические аномалии.

Основное влияние на озеро Лукомское оказывает хозяйственная деятельность   РУП ”Витебскэнерго“ филиал Лукомльская ГРЭС (далее – Лукомольская ГРЭС), так как при производстве электрической энергии в качестве объекта охладителя технологического оборудования используются воды озера. Учитывая данный факт, Лукомльская ГРЭС ежегодно с привлечением научно-исследовательской лаборатории озероведения Белорусского государственного университета проводит комплексное изучение озера Лукомского с целью исследований основных элементов экосистемы водоема в разные сезоны года и для разработки водоохранных мероприятий по сохранению озера.

Указанные выше факторы воздействия способствуют возникновению массового развития растений, в первую очередь фитопланктона, а также микроскопических водорослейи наблюдается ”цветение“ воды. Развитие цветения происходит в летние месяцы (с июня по сентябрь), когда разрастаются сине-зеленые водоросли.

Сине-зеленые водоросли широко распространены повсеместно и являются основными виновниками цветения воды. Мутность воды, гибель высших водных растений, массовый замор рыбы и других водных обитателей является следствием развития сине-зеленых водорослей.

Определение водорослей из озера Лукомское произведено в лаборатории гидроэкологии БГУ. В исследованной пробе основную массу составляли представители рода Aphanizomenon (нитчатая сине-зеленая водоросль). На момент анализа они были представлены распадающимися на отдельные клетки и фрагменты нитями с запахом разложения, что скорее и стало причиной неблагоприятной обстановки на озере.

Одним из мероприятий сдерживания процесса эвтрофирования и сохранения качества воды в озере Лукомское является биоманипуляция с рыбами, в частности использование растительноядных видов рыб, чаще это толстолобик, для борьбы с избыточной продукцией фитопланктона. Лукомльская ГРЭС ежегодно с учетом предложений науки проводят подобные мероприятия по зарыблению.

Лукомольская ГРЭС постоянно проводит локальный мониторинг за состоянием воды в озере и сбросами нормативно-чистых и поверхностных вод с периодичностью два раза в месяц. Витебской областной лабораторией аналитического контроля Республиканского центра аналитического контроля в области охраны окружающей среды также контролируется качество сбрасываемых Лукомольской ГРЭС сточных вод и воды в озере Лукомское. Превышений установленных нормативов допустимых сбросов поверхностных сточных и нормативно-чистых вод не наблюдается. По результатам аналитического контроля в июле и августе 2014 года содержание растворенного кислорода в водоеме и основных показателей, характеризующих загрязнение вод, находилось в пределах нормативов качества воды рыбохозяйственных водных объектов.

Проанализировав данные Лукомольской ГРЭС по выработке электроэнергии, следует отметить тенденцию снижения объемов производства – с 11992,4 млн. кВтч в 2011 году до 8706,9 млн. кВтч в 2014, что в итоге приводит к уменьшению теплового воздействия на озеро Лукомское. Кроме того, в связи с вводом нового объекта ПГУ-400 (парогазовая установка) также уменьшается тепловое загрязнение водоема, так как парогазовые технологии используют гораздо меньше воды на единицу выработки электроэнергии по сравнению с паросиловыми установками.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в августе текущего года проведено совещание с участием представителей Витебского областного комитета и Чашникской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, Чашникского районного исполнительного комитета, РУП ”Витебскэнерго“ и филиала Лукомольская ГРЭС о состоянии озера Лукомское и городского пляжа в г.Новолукомле, рассмотрены пути решения проблем.

Определено, что в целях улучшения состояния экосистемы озера и благоустройства места отдыха в г.Новолукомле, Чашникскому райисполкому, РУП ”Витебскэнерго“ необходимо разработать комплекс мер и в том числе:

продолжить контроль и комплексное изучение озера Лукомское, акцентировав внимание ученых на практических выводах и рекомендациях, методах борьбы с сине-зелеными водорослями;

Лукомольской ГРЭС для сдерживания роста сине-зеленых водорослей продолжить работы по ежегодному зарыблению озера Лукомское растительноядными видами рыб;

разработать техническое задание по очистке озера Лукомское от сине-зеленых водорослей на 2015 год; заключить договор на проведение данного вида работ с научной организацией;

к летнему сезону 2015 года на городском пляже г.Новолукомль провести дополнительные работы по обустройству зоны отдыха, обеспечить ежедневную уборку прибрежной полосы озера от тростника и других водорослей работниками спасательной станции.

Контроль и комплексное изучение озера Лукомского будут продолжены.

Приводим данные локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются поверхностные воды озера Лукомское  за сентябрь 2014 года.


Дата отбора
проб

Наименование параметра

Озеро Лукомское 2,5 км от сброса Лукомльской ГРЭС, мг/л

Озеро Лукомское 500 метров от точки выпуска Лукомльской ГРЭС, мг/л

02.09.2014

рН

8,2

8,1

Сухой осадок

200

197

Взвешенные в-ва

4,9

5,1

БПК 5

1,81

1,22

Азот аммонийный

0,29

0,29

Сульфаты

16

15

Нефтепродукты

п.о.

0,007

Азот нитратный

0,18

0,2

Фосфор общий

0,094

0,072

ХПК

22

26

Вопрос вырубки древесно-кустарниковой растительности в городе Барань

28 апреля текущего года на сайт Витебского облисполкома поступило обращение от жителей г.Барань Оршанского района по вопросу вырубки древесно-кустарниковой растительности в городе Барань. Оршанской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды  рассмотрено данное обращение.

В результате рассмотрения данного обращения установлено, что в городе Барань удаление древесно-кустарниковой растительности произведено на основании решения Бараньского городского исполнительного комитета в соответствии со ст.37 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2004г. № 1275 «Об утверждении положения о порядке удаления объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов».

В сосновом насаждении города Барань проведены работы по удалению деревьев и кустарников порослевого происхождения, которые находились в ненадлежащем (аварийном) состоянии.

В целях сохранения биологического разнообразия экологами было предписано  ЖЭУ-8 КУП «Оршакомхоз» провести мероприятия по дополнению подлеска в сосновом насаждении путем посадки древесных пород на освободившихся после удаления аварийных деревьев площадях в осенний период 2011 года.

Размещение объектов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов

Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира на территориях, прилегающих к водным объектам, устанавливаются водоохранные зоны. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима.

Согласно статье  77  Водного  кодекса Республики Беларусь в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов действуют запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Так, например, в границах водоохранных зон запрещаются:

размещение складов для хранения химических средств защиты растений, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры химическими средствами защиты растений, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (за исключением складов нефтепродуктов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта), организация летних лагерей для сельскохозяйственных животных, размещение животноводческих ферм и комплексов, накопителей сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, скотомогильников, а также других объектов, способных вызывать химическое или биологическое загрязнение поверхностных и подземных вод, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, нарушающих иные требования экологической безопасности;

устройство объектов захоронения и хранения отходов, за исключением санкционированных мест временного хранения отходов.

В границах прибрежных полос допускается строительство:

домов отдыха, санаториев, санаториев-профилакториев, домов охотника и рыболова, детских оздоровительных лагерей, спортивных и туристических комплексов, в том числе для агро- и экотуризма;

сооружений спасательных станций Республиканского государственно-общественного объединения "Белорусское республиканское общество спасения на водах";

сооружений, предназначенных для благоустройства пляжей и иных зон отдыха (биотуалеты, мостки для купания и ловли рыбы, теневые навесы и им подобные объекты);

малых архитектурных форм (беседки, навесы, качели и им подобные объекты, предназначенные для благоустройства прибрежных полос водных объектов), а также размещение контейнеров, урн для сбора отходов;

сооружений для хранения маломерных судов и других плавательных средств;

объектов, связанных с деятельностью внутреннего водного транспорта;

мостовых переходов;

гидротехнических сооружений, в том числе водозаборных и водорегулирующих сооружений, а также гидроэнергетических сооружений, дюкеров, объектов инженерной инфраструктуры;

сооружений и объектов, необходимых для осуществления охраны Государственной границы Республики Беларусь, в пределах пограничной полосы;

В границах прибрежных полос допускаются строительство и эксплуатация жилых домов, строений и сооружений при них на земельных участках, предоставленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь до 24 июля 2008 года.

Начальник отдела государственной
экологической экспертизы проектов
М.Е.Галич

1